ЗВОН

ЗВОН – термин, имеющий в церковном словоупотреблении несколько значений: 1) набор церковных колоколов, расположенный на колоколонесущем сооружении (колокольне, звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются закреплённые на балках колокола; 3) организованная темброво-ритмическая композиция из звуков колоколов или била, которой оповещают о начале богослужения и отмечают важнейшие его моменты; древнерусские колокольные звоны являются уникальным национальным видом искусства (в данной статье рассматривается преимущественно третье, наиболее распространённое значение термина). Звон не только является сигналом, но и осмысляется как молитва в звуках, глас Проповедника, глас Церкви и даже Божий глас, подобно трубному звуку при Богоявлении на горе Синай (Исх. 19:13, 16, 19; ср.: Зах. 9:14). В Ветхом Завете с помощью двух серебряных труб священники созывали народ к скинии на богослужение, в случае войны и в другие важные моменты; звук труб сопровождал праздники, новомесячия и принесение жертв как напоминание об Израиле перед Богом (Числ. 10:2–10). Некоторые церковные писатели (преподобные Пахомий Великий, Иоанн Лествичник, Феодор Студит) описывают созыв на богослужение как звук трубы, по-видимому, метафорически. Выбор для звона тех или иных колоколов или бил, порядок их использования, структура и продолжительность звона, в основном, определяются типом обрядового действия и местными традициями, иногда указаниями настоятеля для звонаря. На Востоке одно из первых указаний о звоне находится в Уставе Пахомия Великого (вторая четверть IV в.), где говорится, что для совершения молитвы (как церковной, так и по домам) подавался знак с помощью ударов «така» (металлические колечки, подвешенные к стационарному деревянному брусу, – разновидность била), это делали недельные братья, предварительно приняв благословение у аввы. Общепринятой восточной практикой извещения о начале богослужения стало ударение в деревянное или металлическое било, но уже в III–V вв. Александрийской и Карфагенской церквами был воспринят обычай некоторых культов римского периода звонить перед храмом в небольшой колокол. На Западе предание связывает введение звона для призыва к христианской молитве с именем Павлина Милостивого (ум. в 431 г.), епископа города Нола (провинция Кампания), официальное признание колокольного звона – с именем Римского папы Сабиана (604–606 гг.). Современные исторические исследования показывают, что в V–IX вв. в Северной и Центральной Европе для призыва к богослужению кельтскими монахами-миссионерами стали использоваться ручные кованые железные колокола. Позднее они были вытеснены литыми бронзовыми колоколами, производство и использование которых начали в Италии в конце VI в. бенедиктинцы, чей главный монастырь Монте-Кассино находился недалеко от Нолы, известной как центр бронзолитейного дела, в том числе производства небольших колоколов, с IV–III вв. до н.э. Литые колокола постепенно увеличились в размерах, их стали помещать на башнях церквей, первоначально служивших в качестве оборонительных сооружений.

 



 
PR-CY.ru