ЗВОН - Страница 18

Целенаправленное изучение колоколов исследователи относят ко второй половине XIX – началу XX вв. Наряду с общими историко-археологическими (историко-статистическими) описаниями колоколен храмов и монастырей в городах и в отдельных областях обозначились историческое, палеографическое, музыкально-акустическое, религиозно-философское, этнографическое, производственно-техническое и некоторые другие направления исследования. Большую роль в изучении звона сыграли труды протоиерея Аристарха Израилева, Рыбакова, Степана Васильевича Смоленского. Как особый жанр сочинений того времени исследователи называют работы обобщающего (энциклопедического) типа, в которых почти каждое десятилетие подытоживалась информация по русской и отчасти зарубежной колокольной культуре. Вершиной среди таких трудов исследователи считают известную книгу Николая Ивановича Оловянишникова, которая вышла двумя изданиями (в 1906 и 1912 гг.). В некоторых работах 1920–1940 гг. помимо внешнего описания колоколов фиксировались особенности звучания отдельных образцов (Николай Семёнович Померанцев, Елена Николаевна Лебедева) и даже целых колокольных наборов (П.Ф. Гедике, А.В. Кусакин, К.К. Сараджев). В исследованиях и некоторых публикациях того времени были подняты важнейшие исторические, источниковедческие, научно-технические проблемы русских колоколов, намечены принципы подбора колокольных ансамблей, затронут вопрос о национальной и региональной специфике русского звона. Возрождение интереса к колоколу и к звону как к историко-культурному явлению произошло в 1940–1960 гг. В подавляющем большинстве случаев это стимулировалось процессом послевоенной атрибуции сохранившихся музейных памятников. Церковно-обрядовое их предназначение старательно замалчивалось. По сути, исследования были отброшены на «археологическую позицию» столетней давности, колокол рассматривался лишь в качестве исторической реликвии и некоего атрибута архаики. Интерес к живым звучащим колоколам, в основном, начал проявляться в 1970–1980 гг. Именно тогда, несмотря на бесчисленные утраты и нарушенную преемственность в колокольном исполнительстве, историкам и музыкантам удалось зафиксировать ценнейший музыкально-этнографический материал от последних аутентичных звонарей и знатоков церковного звона. Мощным стимулом для изучения церковных традиций (в том числе и звона) в их исконном виде стали празднование 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) и события общественно-политической и культурной жизни начала 1990 гг. Вхождение православной культуры в светскую жизнь проявлялось, в частности, в проведении концертов духовной музыки, куда непременно включался и звон. С рубежа 1980 и 1990 гг. процесс изучения звона происходил необычайно активно на фоне возрождения колокольного производства и исполнительской практики звона. В 1990 – 2000 гг. тематика кампанологических исследований обогатилась специализированными направлениями, мало разработанными ранее, – инструментоведческим, акустическим, литургическим, региональным. Было составлено и напечатано большое число инструктивных материалов (пособий для обучения звонарей, уставных рекомендаций), переизданы и опубликованы важнейшие работы авторов XIX – начала XX вв., создан ряд монографических исследований о колоколах и звоне на основе анализа древних текстов, сохранившихся старых колокольных наборов и наблюдений над аутентичными традициями. Подобная работа продолжается в настоящее время.



 
PR-CY.ru