ЗВОН - Страница 12

В настоящее время с наибольшей определённостью исследователи говорят о двух локальных традициях звона: ростовской и псково-новгородской (в первую очередь, на примере Псково-Печерского монастыря). Звон Успенского собора в Ростовском кремле (Ярославская область) по праву ещё в XIX в. считались одними из самых удивительных образцов русской православной колокольной культуры и овеяны легендами. Появление знаменитого колокольного набора, как и всего Ростовского кремля, обязано замыслу митрополита Ионы (Сысоевича), управлявшего Ростовской и Ярославской епархией с 1652 по 1690 гг. и непосредственно руководившего строительством ростовского архитектурного ансамбля и созданием колоколов. Особенностью ростовских звонов исследователи считают то, что изначально набор колоколов формировался по определённому замыслу, в основе которого, по мнению исследователей, лежало стремление согласовать колокола в некие созвучия. Однако какова была задача, и насколько она была достигнута, исследователям неизвестно. Во всяком случае, с XIX в. до настоящего времени в звучании самых больших колоколов среди массы прочих призвуков на слух исследователи могут выделить опорные тоны, последовательно складывающиеся в созвучие мажорного наклонения. Этому, по мнению исследователей, способствовали высокое качество литья и соотношение веса колоколов (2 тыс., 1 тыс. и 500 пудов). Большинство колоколов (по крайней мере, со второй половины XIX в.) имеет названия (Сысой, Полиелей, Лебедь, Голодарь, Баран, Козёл). В Ростове исполнялись и сохранились до сих пор праздничные звоны – Ионинский, Егорьевский, или Дашковский, Акимовский (Иоакимовский), названные в честь Ростовских иерархов: митрополита Ионы (Сысоевича), архиепископа Георгия (Дашкова; 1718–1730 гг.) и архиепископа Иоакима (1731–1741 гг.), и двух будничных звонов. Описание и частичная партитурная нотолинейная фиксация их фрагментов были сделаны одним из первых исследователей звона – ростовским протоиереем Аристархом Израилевым. Им при поддержке Общества любителей древней письменности, Владимира Васильевича Стасова и Милия Алексеевича Балакирева было опубликовано первое в России комплексное исследование «Ростовские колокола и звоны» (СПб., 1884 г.). Ростовские колокола практически не пострадали в советское время и представляют собой уникальный музыкально-исторический памятник. Несмотря на довольно значительное количество документальных материалов, имеющих отношение к ростовским звонам, и постоянное внимание современных исследователей, феномен этой локальной традиции ещё далеко не раскрыт и не изучен. Так, в 1993 г. были найдены запись и описание нового вида ростовского звона, выполненные в 1841 г. паломником иеромонахом дмитровского Николо-Пешношского монастыря Иеронимом (Сухановым). Эта запись сделана в виде круговой ритмической партитуры. Зафиксированный в ней звон не совпадает ни с одним из известных по работе протоиерея Аристарха Израилева. В качестве ритмо-интонационной модели здесь использован покаянный стих «Человече воспомни страш(ный) см(е)ртный час», подписанный под партией средних (переборных) колоколов. Исследователи предполагают, что это упомянутый иеромонахом Иеронимом «Арсеньевский звон», названный либо в честь архиепископа Арсения (Мацеевича; 1742–1763 гг.), либо в честь архиепископа Арсения (Верещагина; 1785–1799 гг.).

 



 
PR-CY.ru