ЗВОН - Страница 13

Другой важнейшей сохранившейся традицией является звон Псково-Печерского монастыря, представляющий собой псково-новгородскую или северо-западную традицию. Колокола Псково-Печерского монастыря не переставали звонить с XV в. Основной звон здесь производят на Большой звоннице, где колокола различаются по группам: большие (праздничный, полиелейный и вседневный), средние, так называемые бурлаки (два колокола) и переборы (четыре колокола), и малые – тиньки (две пары колоколов). В большие колокола звонят с помощью очепов. Очепный звон, разумеется, при умелых действиях исполнителя, является самой рациональной системой звукоизвлечения, позволяющей наиболее естественно возбуждать все звуковые колебания колокола, допуская некоторое темброво-акустическое варьирование. Значение группы больших колоколов для печерских звонов огромно. Они не только диктуют основной ритм и влияют на структурные особенности музыкальных композиций, но и определяют колорит звонов, их тембровое «лицо». Однако не только благовестники, но и все остальные колокола Псково-Печерского монастыря обладают необычайно богатым и сложным тембром. Монастырские звоны, отличающиеся масштабностью и красочностью, представлены основными традиционными жанрами: будничным, праздничным, погребальным (похоронным), водосвятным, великопостным. В отличие от исторических колокольных композиций Ростова Великого звону Псково-Печерского монастыря не свойственна поливариантность. Каждому типу звона соответствует лишь одна структура, подразумевающая строго определённый выбор колоколов и характерную манеру исполнения. Перебор (перезвон) имеет волновую структуру, трезвон обладает ярко выраженными вариационно-остинатными признаками, а великопостный звон является не благовестом в один из средних колоколов, а самостоятельной композицией с использованием нескольких колоколов. Важнейшие жанровые разновидности звона Псково-Печерского монастыря – благовест и перебор (перезвон). Они лежат в основе всех традиционных композиций. Для этих жанров очепный звон является наиболее подходящим и технически оправданным способом звукоизвлечения. Господство тембрового начала, неторопливое развёртывание, остинатный принцип формообразования присутствовали в колокольных композициях далёкого прошлого. Для традиционного перезвона (перебора), исполняемого в Псково-Печерском монастыре, характерна не последовательная (линейная) смена колоколов от большого к малому или, наоборот, от малого к большому, а своеобразная волновая структура. Она основана на сопоставлении колоколов с различным уровнем звуковой напряжённости в течение каждого «переборного колена». Ритм перебора зависит от величины колоколов, т.к. следующий удар обычно производят лишь после почти полного затухания предыдущего звука. Практикуется также перебор с наложением ударов друг на друга, когда их производят в виде серий – многократных повторов вначале одного, а затем другого колокола. Порядок и направленность ударов жёстко не регламентированы. Как на Новгородской, так и на Псковской земле в XVI в. существовало серьёзное качественное и количественное различие между колокольными наборами монастырей и соборов и наборами при церквах на погостах.

 



 
PR-CY.ru