ЗЛО - Страница 7

Бог праведен (Пс. 5:9), и только Он в силах помочь праведнику. Поэтому враг не может торжествовать вечно, заслуженное наказание постигнет его, а награда найдёт праведника. Происходящее же возможно только потому, что Божья кара не постигает совершающего зла врага немедленно, так что псалмопевец взывает: «...Боже мой! не замедли» (Пс. 39:18; 70:5); «поспеши на помощь мне» (Пс. 21:20; cр.: Пс. 37:22; 39:14; 44:4; 69:2, 6; 70:12; 140:1). Иной взгляд на проблему зла отражают высказывания, объясняющие преобладание страданий и бедствий в человеческой жизни, прежде всего, действием сил зла: «Земля отдана в руки нечестивых; лица судей её Он закрывает. Если не Он, то кто же?» (Иов. 9:24). Эти силы, способствующие появлению и распространению зла в мире, не противопоставлены Творцу как Его соперники, поскольку и начало и прекращение их деятельности, в конечном счёте, находятся в Его власти. Таким образом опыт зла помещается в перспективу представлений о Божественном всемогуществе. Эта концепция выражена не только в образе сатаны и связанных с ним повествованиях (прежде всего, в Книге Иова; см. также статьи Демонология, Диавол), но и в ряде мест, где упоминается «злой дух Бога» или «злой дух», которого посылает Бог (Суд. 9:23; 1 Цар. 16:14–16, 23; 18:20; 19:9; ср.: 3 Цар. 22:22). Дальнейшее её развитие представлено в апокалиптике, где проблема зла рассматривается уже не с точки зрения греха и наказания как событий земной истории, но в более широком контексте. В текстах этого направления мир представлен безнадёжно испорченным противозаконными действиями людей, а его уничтожение и воссоздание нового неба и земли – неотвратимым: «И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьёт тебя Господь Бог, а рабов Своих назовёт иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. ...Волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:15–16, 25). Этому обновлению будет сопутствовать борьба Бога с силами зла: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея, прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское» (Ис. 27:1); и победа совершится «без содействия рук» человеческих (Дан. 2:34; ср.: 2:45; 8:25). Поэтому настоящее положение вещей есть время беззакония (ср.: Дан. 8:23; 11:36), на смену которому придёт новый мир. И только тогда настанет «правда вечная» (Дан. 9:24) и даже смерть будет побеждена (ср.: Дан. 12:1–3).

 



 
PR-CY.ru