ЗЛО - Страница 2

Эта же терминология используется и для указания на что-либо неприятное, неудобное, неподходящее, неподобающее по мнению (букв. «в глазах») кого-либо. Так, например, то, что Сарра требовала выгнать Агарь и её сына, говоря «ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком», показалось Аврааму «весьма неприятным ради сына его» (Быт. 21:11); а то, что Иаков, благословляя Манассию и Ефрема, возложил правую руку на голову младшего Ефрема, «прискорбно было» Иосифу, их отцу (Быт. 48:17; ср.: Быт. 38:10; Числ. 11:10; 22:34; Нав. 24:15; 1 Цар. 8:6; 18:8; Ис. 59:15; Иер. 40:4). Наконец, теми же словами даётся и негативная эстетическая оценка – нечто неприятное, отталкивающее на вид, некрасивое. В описании сна фараона о худых коровах, которые пришли вслед за тучными и съели их, сказано: «...Вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они» (Быт. 41:19; ср.: Быт. 41:3, 21). По отношению к человеку такие слова не только служат оценкой уже достигнутых или возможных результатов чьих-либо поступков и действий, но также используются для описания внутреннего состояния. Причём в последнем случае речь может идти и о готовности или стремлении совершить зло, и об угнетённости, страдании, т.е. переживании зла. Так может быть выражено суждение одного человека о действиях другого, например, в словах Давида: «Теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше, нежели Авессалом» (2 Цар. 20:6); или, чаще, оценка поступков и настроений людей в глазах Бога: «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5); «ты скоро погибнешь за злые дела твои (букв. «зло дел твоих»), за то, что ты оставил Меня» (Втор. 28:20); «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис. 1:16; ср.: Иер. 4:4; 21:12; 23:2, 22; 26:3; Ос. 9:15; Пс. 27:4). Старший брат Давида Елиав, желая показать, что неверный, по его мнению, поступок брата сознателен и вызван его дурными намерениями, говорит: «Зачем ты сюда пришёл и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твоё и дурное сердце твоё (букв. «зло сердца твоего»), ты пришёл посмотреть на сражение» (1 Цар. 17:28). Но теми же словами описывается и состояние, вызванное внешними, не зависящими от человека причинами. В таких случаях злом называется уже не заключённая в человеке причина его неверных или вредных поступков, но переживаемое им угнетённое или подавленное состояние: «Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу» (Притч. 25:20); «Дай ему (взаймы...), и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твоё…» (Втор. 15:10); «И сказал ей Елкана, муж её: Анна!.. что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твоё?» (1 Цар. 1:8); «...тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты...» (Неем. 13:8). В таких высказываниях исследователи часто видят связь внутреннего переживания (заключённого в «сердце») и внешнего облика («лица») человека: «И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?» (букв. «лица ваши злы» – Быт. 40:7); «Но царь сказал мне: отчего лицо у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце?» (букв. «зло сердца» – Неем. 2:2); «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (букв. «в зле лица» – Еккл. 7:3).

 



 
PR-CY.ru