ЗЛО - Страница 9

Причиной злодеяний, например, является сердце: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21–23; ср.: Мф. 12:34–35; 15:19); «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр. 3:12). «Худое око», искажённый взгляд на мир, погружает во тьму всего человека: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно» (Мф. 6:23). Неистребимым злом в человеке является его язык: «...Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло» (Иак. 3:8). Так же зло в человеке может быть связано с его мыслями (ср.: Иак. 2:4), совестью (ср.: Евр. 10:22), страстями (ср.: 1 Тим. 6:10). Действительность зла в этом мире очевидна: «настоящий век» зол (Гал. 1:4), мир «лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Но Бог не искушает человека злом (ср.: Иак. 3:13), а спасает от него (ср.: 2 Фес. 3:3; 2 Тим. 4:18). «Князем» и «богом» мира является сатана (Ин. 16:11; 2 Кор. 4:4; ср.: Мф. 13:19), обладающий силой принуждать людей ко злу (ср.: Еф. 4:27; 1 Тим. 3:7; 2 Тим. 2:26). Но Господь «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал. 1:4). Поэтому власть зла ограниченна: «князь мира» будет изгнан (Ин. 12:31) и уже осуждён (Ин. 16:11), а человек может быть «добрым и правдивым» (Лк. 23:50) и «хранить себя» так, чтобы зло не прикасалось к нему (1 Ин. 5:18). Поэтому апостол Павел говорит: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12) и в то же время призывает: «Делай добро...» (Рим. 13:3), подчёркивая тем самым не только силу власти зла над человеком, но и обязанность человека постоянно противостоять злу. Проблема страданий в Новом Завете не является основанием для сомнений в праведности Бога (ср.: Рим. 9:14). Согласно Новому Завету, человек должен приклониться со страхом и верой перед Божественной премудростью. Но и упрощённое понимание несчастий как непосредственного следствия греха решительно отвергается Спасителем (Лк. 13:1–5). Универсальным ответом на эти вопросы служит адресованный всем без исключения призыв Спасителя к обращению и покаянию перед лицом грядущего Суда. Сатана как источник зла утрачивает свою власть с приходом Спасителя в мир (ср.: Лк. 10:18). Бог спас человека и весь мир в Иисусе Христе, Который победил дьявола и зло (Евр. 2:14–15; 1 Ин. 3:8) и воссел одесную Бога Отца. Царство дьявола будет повержено (Откр. 20:3, 10), а победа Христа над злом будет усвоена верующим (ср.: Евр. 10:12–13; 1 Кор. 15:24–26).

 



 
PR-CY.ru