ЗЛО - Страница 8

В Новом Завете понятие «зло» передаётся греческими словами. «Дурное» (т.е. гнилое) и потому подлежащее уничтожению дерево отличается от хорошего тем, что его плоды «дурны», т.е. непригодны (ср.: Мф. 7:17–18). Это же значение слова «бесполезный, не приносящий пользы» используется в аллегорическом языке евангельских притчей о «дурных» и «лукавых» рабах, не сумевших приумножить таланты, данные им их господином (ср.: Мф. 18:32; 25:26; Лк. 19:22). Зло – это также несчастье, беда: «…Ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое» (Лк. 16:25); повседневные трудности: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34; ср.: Лк. 16:25); ущерб или вред: «Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда» (Деян. 28:5). В книге «Откровение» автор, описывая бедствия последних дней, говорит о «жестоких и отвратительных гнойных ранах», которые в последние дни станут наказанием для людей, «имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16:2). В соответствии с раннехристианскими эсхатологическими представлениями и современная новозаветным авторам эпоха воспринимается ими как начало последних дней, которые должны быть исполнены бедствий и несчастий, и поэтому характеризуется в тех же терминах: в Послании к Ефесянам это «лукавые дни» (Еф. 5:16), предшествующие последнему «дню злому» (Еф. 6:13); в Послании к Галатам – «настоящий лукавый век» (Гал. 1:4). Злой противопоставлен не только доброму: «...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми...» (Мф. 5:45; ср.: 22:10), но и праведному: «Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных…» (Мф. 13:49), и тому, кто сознательно не желает обратиться и жить в соответствии с проповедью Христа и апостолов: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:12–13; ср.: Флп. 3:2). Апостол призывает адресатов своего Послания молиться об избавлении от таких людей: «...Молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Фес. 3:1–2). Так охарактеризованы фарисеи, саддукеи и книжники – «род лукавый и прелюбодейный» (Мф. 16:4; 12:39); «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» (Мф. 12:34). Таким образом, в Новом Завете, как и в Ветхом Завете, понятие «зло» относится не только к тому, что не отвечает этическим или религиозным нормам, но также и вообще ко всем вредным, опасным или просто тягостным и неприятным явлениям. Наиболее очевидно зло проявляется в поступках человека. Поэтому для богословия проблема зла имеет, прежде всего, этическое значение, что в Новом Завете выражается в антропологических терминах: в качестве источника зла в человеке указываются различные стороны его природы.

 



 
PR-CY.ru