ЗЛО - Страница 5

С другой стороны, трудности совмещения этого взгляда на природу зла с явлениями действительности порождают сомнения в том, что Творец принимает участие в делах мира. Свидетельства распространённости таких взглядов нередки в Ветхом Завете: «Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; …говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лице Своё, не увидит никогда» (Пс. 9:24 –32; ср.: Пс. 63:5–6; 93:1–7); «Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» Какое безрассудство!» (Ис. 29:15–16); «…они говорят: «оставил Господь землю сию, и не видит Господь» (Иезек. 9:9; ср.: Иов. 22:12–13); «Чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?»» (Мал. 2:17). Та же реальность, препятствующая вере в неотвратимость наказания для совершающих зло, заставляет пророка восклицать: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер. 12:1). Ещё более остро проблема зла встаёт, когда речь заходит о страданиях праведников, и представления о закономерных последствиях содеянного утрачивают силу. Именно в такой форме этот вопрос наиболее часто затрагивается в Ветхом Завете. Размышление о феномене зла с этих позиций, предполагающих поиск не зависящих от человека причин бед и несчастий, которые обрушиваются на него, таит в себе опасность для столь важных основ ветхозаветной религии, как представление о праведности Бога и монотеизм. Человек как часть творения Божия благ и не может быть источником зла, возникающего только как следствие преступления заповедей. Но чем вызвано зло, нередко претерпеваемое праведниками? И может ли праведный Господь творить зло? В ответе на эти вопросы тексты Ветхий Завет демонстрируют разнообразие подходов и точек зрения при единстве убеждения в величии и праведности Бога. Многочисленные ветхозаветные тексты, затрагивающие вопрос отношения Бога к злу, прямо утверждают, что зло, как и благо, постигает людей по воле Бога: «Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия (букв. «творю зло»); Я, Господь, делаю всё это» (Ис. 45:6–7); «Трубит ли в городе труба, – и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (букв. «сотворил», «сделал» – Ам. 3:6); «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач. 3:38); «Видите ныне, (видите), что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39).

 



 
PR-CY.ru