ВАЛЕНТИН - Страница 9

Но Спаситель воспринял от Демиурга также и «душевного человека», чтобы явиться и душевным, и праведных из них спасти, возбудив их к истинной вере и добрым делам. Материального же начала в Спасителе не было (поскольку материя не воспринимает Спасения), и тело Его было особенное, фантастическое. Задача гностика – культивировать духовное начало, восходящее к Спасителю-«Иисусу»; для этого необходимо осознавать свою сопричастность Плероме. Когда все гностики («пневматики») достигнут совершенства в познании, т.е. познают себя и разовьют свое духовное семя, наступит конец мира. Ахамот вступит в сизигию с «Иисусом» и будет допущена в Плерому, а духи гностиков станут женами ангелов, слуг «Иисуса», Демиург же и души праведников не-гностиков (психиков) получат в наследство срединный (т.е. психический) мир – высшую сферу Кеномы (эквивалент Царства Небесного), а материальный мир, населенный демонами (воплощенными негативными аффектами Азамот и грешниками, предпочитающими плоть духу), погибнет в огне вместе со своими обитателями. Демиург и «душевные» праведники утвердятся навеки в своем Царстве Небесном, или в «среднем месте», а материальный мир, с плотскими людьми и с князем мира сего – Сатаной, сгорит и обратится в ничто. Такова была вкратце религиозно-философская система Валентина. Глубокомысленная, блистающая поэтической фантазией, она нашла себе многих последователей и произвела большое впечатление на современников. Известно, что секта валентиниан в течение многих лет оставалась самой влиятельной и распространенной из всех гностических сект. Она существовала вплоть до VI в. и имела в некоторых городах собственные храмы. Главными священными книгами валентиниан считались Евангелия (в числе которых, кроме четырех канонических, почитались и некоторые другие – прежде всего, «Евангелие Истины», написанное, видимо, самим Валентином). «Деяния апостолов» и «Апокалипсис» Иоанна ими не рассматривались. Что касается книг Ветхого Завета, то к ним валентиниане (как и все гностики) относились очень критично и отвергали в них все то, что не находило подтверждение в Новом Завете. Исследователи признают, что Валентин был талантливым и плодовитым писателем, но практически все его работы утрачены, сохранились лишь разрозненные фрагменты. За недостатком подлинных текстов исследователи считают, что невозможно с полной уверенностью отделить в изложении Иринея Лионского мысли Валентина от дополнений его ближайших учеников, но уверены, что в такой стройной, последовательной и поэтически-оригинальной системе все главные черты принадлежат гениальному учителю. Так или иначе, но метафизика Валентина получила свое дальнейшее развитие в трудах валентиниан – его учеников и эпигонов (Секунда, Епифания, Птолемея, Марка-волхва и др.), дополнивших доктрину учителя  идеями монодуализма, пифагорейской нумерологии, приемами аллегорического толкования текстов Нового Завета. С философской точки зрения, величайшее достоинство его системы состоит в совершенно новом метафизическом (хотя и облеченном в поэтическую форму) взгляде на материю. Древняя мысль знала только два представления о материальном бытие: или (как в индийском пантеизме, а также у элеатов) это бытие являлось лишь субъективным призраком, обманом духа; или же (как в остальной греческой философии) материи приписывалась безусловно самостоятельная реальность. В системе же Валентина впервые материальное бытие ясно определяется в своем истинном существе как реальность условная, а именно – как действительный результат душевных изменений.



 
PR-CY.ru