ВАЛЕНТИН

ВАЛЕНТИН (около 100 – около 161/165 гг.) – античный философ-гностик, один из наиболее выдающихся представителей гностического вероучения эпохи его расцвета, непосредственно повлиявший на процесс становления западной (александрийской и италийской) ветви христианского гностицизма II–V вв., создатель стройной мифо-поэтической гностической системы, в основание которой были положены некоторые идеи его старшего современника Василида. Гностицизм (название вероучения производилось от греческого слова «гнозис» – знание, т.к. его последователи выдавали себя за носителей тайного знания о происхождении и цели мира, а также о способе спасения) был серьезным противником христианству на ранних этапах его становления. Хотя личность Христа играла в гностических системах важную роль, гностицизм, строго говоря, нельзя считать настоящим христианством. Скорее, это была языческая философия, рядившаяся в христианские одежды. Его родиной считается Сирия, а первым гностиком называют Симона Мага – легендарного противника и антипода апостола Петра (краткое сообщение о нем есть в «Деяниях апостолов»). Он говорил, что существует некое Первоначало – Отец всего: и духовного, и душевного, и материального. От него произошли эоны («вечно сущие»): Ум-Дух, Глас-Имя и Разум-Мысль. Едва возникнув, Мысль познала творческий замысел Отца, но, непокорная, не захотела ему следовать, а решила творить сама – своими силами создать мир. Она отпала от Отца и произвела ангелов, которые должны были стать ее помощниками в миротворчестве. Однако те, унаследовав от нее, своей матери, ее непокорность, восстали против нее, полонили и, вселив в материю, принудили к бесконечному ряду перевоплощений: заставили переселяться из одной женщины в другую. Так, Мысль воплощалась во множестве женщин, в том числе в Елене Троянской, супруге Менелая, и, наконец, сделалась проституткой в Тире. О себе Симон говорил, что он есть сразу «Отец», «Сын» и «Святой Дух» – три явления единого сверхнебесного Бога, пришедший в мир, чтобы избавить людей от власти отпавших ангелов. Как Отец он явился в Самарии в собственном лице; как Сын – в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед Распятием; как Святой Дух он будет просвещать язычников во всей Вселенной. И только те, кто примет его учение, спасутся во время Страшного суда. Христианские апологеты сообщают, что после своей неудачной попытки подкупить Петра (как раз этот эпизод описан в «Деяниях апостолов»; отсюда выражение «симония») Симон приехал в Тир, где на деньги, отвергнутые апостолом Петром, выкупил из блудилища пребывавшую там десять лет женщину Елену и объявил ее воплощением творческой Мысли Верховного Божества. Его проповедь имела успех. Иустин Философ (100–165 гг.) передает, что в его время почти все самаритяне почитали Симона за бога, господствующего над всеми силами, одновременно поклоняясь и его спутнице Елене. Ириней Лионский (около 130 – около 200) сообщает, что Симону и Елене члены секты преклонялись как божествам, что им воздвигались статуи, изображавшие их в виде Юпитера и Минервы. Церковный историк Евсевий Кесарийский (между 260 и 265 – 338 или 339 гг.) говорит о современных ему симонянах, что они кланяются книгам и изображениям самого Симона и его спутницы Елены, справляют им службу с фимиамом и возлияниями. О значительном влиянии этой секты можно судить по преданиям христиан, в которых Симон предстает в виде всесильного мага и владыки демонов (даже мученическая смерть апостола Петра в Риме была увязана с его кознями). В учении Симона уже видны основные идеи позднейшего гностицизма. Вслед за ним гностики учили об Истинном Боге, Первопричине всего, Который находится на недосягаемой высоте, а также об эоне, подверженном нечестию и отпавшем от Отца.

 



 
PR-CY.ru