ВАЛЕНТИН - Страница 6

Во время Его крещения на Спасителя сошел эон запредельного Иисуса с целью исполнить то возвышенное назначение, которого не понимал Демиург: открыть людям вечное ведение и проявить для них тайны Плеромы. Высшее происхождение Иисуса, по мнению Валентина, подтверждается явным противоречием между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Ибо Иисус пришел не подтвердить, а во многом поправить те законы, которые были даны Демиургом. Так, например, Он совершенно отверг ветхозаветные заповеди возмездия и многие обрядовые заповеди, мелочного исполнения которых требовал Демиург, но которые не существенны для Первоотца-Вифоса. Впрочем, далеко не все проповеди Иисуса вошли в канонические Евангелия. Самую важную часть Откровения Он проповедовал тайно и только избранным (пневматикам). По сообщению этой совершенной мудрости, миссия горнего Иисуса была выполнена, и Он вознесся обратно в Плерому, забрав с Собой духовную составляющую Спасителя. Это случилось в тот момент, когда Тот предстал перед Пилатом. На кресте после этого оказалось только психическое, бесстрастное тело, сотворенное Демиургом. Никакого искупительного значения Его Распятие не имело. Далее Валентин учил, что когда все гностики познают себя и разовьют свое духовное семя, наступит конец мира. Ахамот, преобразившись, наконец, в небесного эона, получит место в Плероме и сделается супругой Иисуса-Спасителя. Вместе с ней туда войдут духи пневматиков (гностиков) – они сочетаются браком с ангелами и образуют сонм вокруг Спасителя. Демиург и душевные праведники (психики) утвердятся навеки в своем царстве Небытия, или в «среднем месте», а материальный мир, с плотскими людьми и с князем мира сего – Сатаной – сгорит и обратится в ничто. Таким образом, Кенома, заполненная сначала несовершенно, а именно творениями Ахамот без знания о Плероме, в дальнейшем, просвещенная этим знанием от Иисуса, примкнет к самой Плероме и даже явится ее ликующим завершением. Тут-то и осуществится заветное желание Первоотца-Вифоса: быть познанным со стороны творимого им инобытия (т.е. Кеномы, которая оказывается представленной в Плероме душами пневматиков). Иначе говоря, в основе системы Валентина – общегностическая идея абсолютной полноты вечного бытия или мира эонов, из которого происходит и к которому возвращается все, что способно к восприятию истины. На незримых и несказанных высотах (т.е. в сфере чисто трансцендентального бытия) предвечно пребывает совершенный эон – первоначало, праотец или «Глубина». Будучи выше всякого определенного бытия, как положительное нечто, или истинная бесконечность, этот первоэон имеет в себе абсолютную возможность или мощь (potentia) всего и всякого определенного бытия, имеет ее в себе как свою мысль и радость. В таком внутреннем, невыраженном состоянии эта мысль «Глубины» и называется «Молчанием». Непостижимое «Глубины» всегда остается в «Молчании», постижимое же становится началом всего, будучи из потенциальной мысли первоэона произведено в действительность актом его воли. Это второе, произведенное начало всего есть «Ум», также называемый «Единородным» и «Отцом всяческих». С ним вместе произведена и соотносительная ему идеальная объективация – «Истина». Они, оплодотворяя друг друга, производят «Смысл» и «Жизнь», а эти, в свою очередь, порождают «Человека» и «Церковь» («Екклесию»), т.е. общество. Эти четыре пары (сизигии): «Глубина» и «Молчание», «Ум» и «Истина», «Смысл» и «Жизнь», «Человек» и «Церковь», составляют совершенную осьмерицу, которая, не из недостатка или потребности, а по избытку внутреннего довольства и для нового прославления «Первоотца», производит еще 22 эона: «Смысл» и «Жизнь» – 10 (декаду), а «Человек» и «Церковь» – 12 (додекаду).

 



 
PR-CY.ru