ВАЛЕНТИН - Страница 8

Совершив это, эон «Христос» удалился в Плерому, а устремившаяся за ним Ахамот, подверженная различным несовершенствам, была удержана «Пределом». Тогда она впала в состояние смятения, более сильное (потому что более объективное, фактически обусловленное), чем некогда ее мать – вышняя «София». Страстные ощущения, которые испытывала Ахамот, были не только преходящим изменением, как у «Софии», но и постоянной противоположностью. Она сама была уже объективированной страстью «Софии», а ее собственные противоборствующие страсти объективируются еще реальнее и даже прямо материализуются. Вся влажная стихия в нашем мире – это слезы Ахамот, плачущей по утраченному Христу. А наш физический свет есть сияние ее улыбки при воспоминании о Нем, но ее скорбь и потуга застыли и отвердели в плотном веществе. Из ее страха возникли Сатана и демоны, а из ее обращения и стремления к утраченному произошли Демиург (космический ум) и прочие душевные существа. Во всем этом ей помогал посланный по ее мольбе Христом из Плеромы Спаситель или Утешитель (Параклет). Он отделил Ахамот от ее низших порождений и пробудил в ней сознание, а она, от созерцания сопровождавших Спасителя ангелов, произвела свое высшее порождение – духовное начало в нашем мире, семя будущих духовных людей, пневматиков (или гностиков). Произведя все это, она захотела образовать свои произведения, дать им форму. Но сделать это с духовным началом ей было нельзя, т.к. оно было однородно и равного достоинства с ней самой, а низшее образуется только высшим. Поэтому ее образующее действие ограничилось душевным существом – Демиургом, который, бессознательно ею внушаемый и направляемый, стал созидать видимый мир и прежде всего семь небес (т.е. семь планетных сфер, включая солнце и луну). Затем материальные стихии (происшедшие, как сказано, из страстных состояний Ахамот) он слагает и связывает, образуя из них земной мир, и в конце этого зиждительного процесса творит человека. В это совершеннейшее создание Демиурга София-Ахамот, неведомо для самого создателя, вложила высшее духовное начало, порожденное ею от сочетания с Параклетом. Таким образом, по мысли Валентина, в любом человеке соединены три начала: 1) материальное 2) душевное (психическое), полученное от Демиурга, и 3) духовное (пневматическое), вложенное Софией-Ахамот, и каждый волен выбирать, какое из них в себе развивать. Эти три начала не осуществляются равномерно всем потомством первого человека. В одних людях реализуется только материальное начало – это люди плотские, роковым образом предопределенные ко злу и гибели. В других осуществляется среднее (психическое) начало – это люди душевные, способные и ко злу, и к добру по собственному выбору. В случае предпочтения ими добра они спасаются верой и делами, но никогда не могут достигнуть высшего совершенства и блаженства, какие предназначены для людей третьего разряда, по существу духовных. Эти «чада премудрости» не нуждаются ни в вере, поскольку обладают совершенным знанием, ни в делах, ибо они спасаются не своими действиями, а тем духовным семенем, которое свыше в них вложено. Цель мирового процесса состоит именно в том, чтобы это малое духовное семя раскрылось, развилось и воспиталось через познание душевных и чувственных вещей. А цель пришествия на землю Спасителя состояла в том, чтобы собрать всех имеющих в себе «семя жены» (т.е. Софии-Ахамот) и из бессознательных пневматиков превратить их в сознательных гностиков, открыв им истину о Небесном Отце, о Плероме и об их собственном происхождении.

 



 
PR-CY.ru