ВАЛЕНТИН - Страница 5

О несовершенстве Ахамот и ее бесконечной удаленности от Вифоса уже говорилось выше. Демиург оказывается еще более отдаленным от Него, т.к. не имеет того знания о Плероме, которым хотя бы отчасти обладает Ахамот. Поэтому и мир, созданный им и лишенный этого знания, вечно стремится, сам не зная куда. Находясь в неведении относительно всего того, что выше Него, Демиург считает себя единственным творцом и владыкой Вселенной. Это Он возвестил через пророков: «Я Бог, и нет другого бога, кроме Меня». Венцом миротворения, согласно Валентину, становится создание человека, которого Демиург творит из душевной (психической) субстанции при незримом участии Ахамот по образу эона Антропоса. Это – самое совершенное создание Демиурга, в известном смысле даже превышающее Его возможности, т.к. Ахамот без Его ведома насаждает в человеке искру духовной природы. Валентин писал, что Демиург и Его ангелы чрезвычайно изумились, заметив в своем произведении нечто высшее, чем они сами. Вследствие этого Демиург стал завидовать человеку – подчинил его строгому и стеснительному запрету, а когда человек нарушил его, отведав от запретного плода, низверг из рая на землю и облек его душевное тело в «кожаную одежду», т.е. плотскую темницу, подвергнув человека узам материи. Так Валентин объяснял известный стих Библии: «И сделал Господь Бог Адаму и его жене одежды кожаные и одел их». Все это, однако, случилось по замыслу Вифоса, по намерению Которого духовный элемент, войдя в мир вещественный, должен был сделаться средством его разрушения. Первый человек Адам имел тройственную природу: материальную, психическую и духовную. Но эти начала не реализуются в равной степени всеми его потомками. В одних реализуется по преимуществу только материальное начало – это люди плотские (гилики), всецело отдающиеся чувственности и роковым образом предопределенные ко злу и гибели. В других – среднее психическое начало: это люди душевные (психики), способные ко злу и к добру по собственному выбору (под ними Валентин, прежде всего, подразумевал любимцев Демиурга – иудеев). В случае предпочтения психиками добра, они спасаются верой и делами, но никогда не смогут достичь высшего совершенства и блаженства, предназначенных для людей третьего разряда, по существу духовных (пневматиков). Эти «чада премудрости» (пневматики) не нуждаются ни в вере (ибо обладают совершенным знанием), ни в делах, ибо они спасаются не своими действиями, а тем духовным семенем, которое вложено в них от природы. Их высших стремлений Демиург понять не может, однако, относится к ним с уважением и часто избирает из их среды Своих пророков. Весь мировой процесс, согласно Валентину, состоит в том, чтобы это малое духовное семя раскрылось, развилось и воспиталось через познание душевных и чувственных вещей. Целью пришествия на землю Спасителя было собрать всех имеющих в себе «семя жены» (т.е. Ахамот) и из бессознательных пневматиков превратить их в сознательных гностиков, открыв им истину о Небесном Отце, о Плероме и об их собственном происхождении. Он явился также и к «душевным людям», чтобы пробудить их к истинной вере и праведным делам. О природе Иисуса Христа Валентин говорил, что в Нем не было материального начала (ибо материя не воспринимает спасения), и тело Его было особенное, кажущееся, имевшее только видимость материи. Этот психический Мессия был созданием Демиурга, который предназначил Его для просвещения иудеев и облек невещественным телом, способным совершать человеческие действия, но свободным от человеческих чувств. К этим элементам (уже без ведома Демиурга) была присоединена духовная душа из высшего мира. Евангельский Иисус Христос действительно был рожден от Девы Марии, но ничего не заимствовал от ее материнского существа, а только прошел через нее «как вода через трубу».

 



 
PR-CY.ru