ВАЛЕНТИН - Страница 3

Валентин учил, что во главе невидимого и неизреченного мира, на неведомых и непознаваемых высотах, предвечно существует совершенный эон – Вифос (это слово переводят как Первоначало, Первоотец, Глубина, Нерожденная, Бездна). В союзе с ним находится женский эон Энния (Мысль, Благодать или Молчание), являющаяся его полной противоположностью во всем. Тесно соединяясь с ней, Вифос пребывает в состоянии глубочайшего самоуглубления и самоблаженства, но имеет в Себе как Свою мысль и радость абсолютную возможность или мощь всякого определенного бытия. Миротворчество начинается с того, что Вифос и Энния порождают вторую пару эонов: Нус (Ум) и Алифию (Истину). Те, в свою очередь, производят третью пару: Логос (Слово) и Зою (Жизнь), которые создают Антропоса (Человека) и Екклесию (Церковь). Затем Логос и Зоя производят еще пять, а Антропос и Екклесия – шесть новых пар низших эонов, так что их общее число оказывается в совокупности равным тридцати (среди них такие эоны, как Смешение, Единение, Вера, Надежда, Любовь и т.д.). Последним, тридцатым, эоном является София (Мудрость). Все вместе они образуют Плерому – абсолютную полноту бытия или совершенное царство неизреченных духов, существующее вне времени и пространства. В философском смысле Плерому надо понимать как внешнее выражение внутренней жизни Вифоса. Порожденные Им и Эннией эоны есть как бы разделенные понятия Вифоса о Самом Себе (или, как писал ученик Валентина Марк, – отдельные буквы в имени Вифоса). В каждом эоне содержится как бы часть беспредельного Вифоса, которую Он развивает в каком-то ограниченном направлении. Вполне Вифос осознается во всех эонах, в их совокупности. Поэтому эоны стоят как бы на пути от беспредельного к конечному. Но в то же время каждый эон – это самостоятельное существо со своим самосознанием и своей волей. В своем бытии Плерома не заполняет собой все. То, что остается вне ее, Валентин называл Кеномой – Пустотой, или абсолютным небытием. Тесно замкнутый круг Плеромы охраняется безбрачным 31-м эоном – Оросом (его имя переводят как Предел, Очиститель, Воздержатель или Крест). Это нерождение Вифоса и Энниии, посредствуя между бытием и небытием, стоит на страже как предел, разъединяющий все разнородное. Переходом от этого отвлеченного мира в чувственный послужило нарушение гармонии, беспорядок, что-то вроде первородного греха. Дело в том, что в Плероме непосредственное знание Первоначала было дано лишь его прямому произведению – Нусу; прочие эоны участвовали в абсолютном видении Вифоса лишь опосредовано, через своих производителей. Между тем в последнем женском эоне Плеромы – в Софии, в которой оказались наиболее умаленными бытие и ведение, не удовлетворяемое стремление низших эонов к постижению Первоотца-Вифоса достигло предельной силы и обратилось в темную жгучую страсть – недолжную и грешную, ибо никто не должен дерзать постичь Непостижимое. По существующему порядку вещей Софии был предназначен брак с 29-м эоном – Вожделенным. Однако, расторгнув этот союз и тем самым отвергнув единственно возможный для нее путь Боговедения, София необузданно устремилась непосредственно к Первоотцу, в бездну непознанной сущности. Этот поступок едва не привел к гибели всего творения Вифоса. Но Плерома была спасена присущим ей началом устойчивости. На пути Софии встал Орос. Не допустив ее в бездну самосущего, он спас не только ее саму, но и всю взволнованную ее полетом Плерому. Остановленная им, София пришла в себя и возвратилась к первоначальному состоянию, хотя прежним назвать его уже нельзя. Невозможность проникнуть в тайну бытия при страстном желании этого повергла Софию в состояние недоумения, печали, страха и изумления.

 



 
PR-CY.ru