ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 8

Внутри храмы подобны залам, это впечатление определяет лотковый сомкнутый свод, опирающийся на стены и два столпа с запада. Традиционные формы украшения – в стиле нарышкинского барокко (раскреповки карнизов, пышные наличники окон и порталов, перетянутые колонки, ряды профилированных филёнок). Колокольни могли составлять с храмами единое целое, могли располагаться рядом, иметь собственные галереи. Колокольни, как правило, шатровые в храмах XVII в., иногда в несколько ярусов с завершением в виде шпиля. Действующие храмы Великого Устюга: собор св. Прокопия Устюжского (в совместном пользовании с Великоустюжским музеем-заповедником), в нижнем этаже церковь св. Симеона столпника (верхний этаж – территория Великоустюжского музея-заповедника) и кладбищенская церковь Стефана Пермского. Среди крупных зданий традиционного типа – монастырские соборы в честь архангела Михаила (1653–1656 гг.) в Михаило-Архангельском (не действующий, в настоящее время размещается автотехникум), во имя Святой Троицы (1659–1701 гг.) в Троице-Гледенском (не действующий), в честь Преображения Господня (1689–1696 гг.) Спасо-Преображенского монастыря. Облик четверика с пятью главами имеют также церковь во имя Димитрия Солунского (1700–1709 гг.) в Дымковской слободе на противоположном берегу реки Сухоны и церковь во имя Жён-мироносиц (1714–1722 гг.); некогда имела пять глав холодная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1696–1703 гг.; не действующая). Большая часть храмов в стиле «нарышкинского барокко» была возведена на набережной, сохранились, например, церковь Николы Гостунского с отдельно стоящей колокольней (конец XVII – первая треть XVIII вв., ныне – выставочный зал Великоустюжского музея-заповедника), церковь во имя пророка Илии (1695 г.; 1736–1745 гг.), церковь во имя Сретения Господня (1725–1739 гг.) бывшего Спасо-Преображенского монастыря, церковь Симеона столпника с отдельно стоящей колокольней (1725–1728; 1736–1740; 1765 гг.), церковь Сергия Радонежского (1739–1747 гг.) в Дымковской слободе. Среди немногих церковных построек XIX в. исследователи отмечают тёплую церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1884–1888 гг.) на Городище, которая некогда составляла единый комплекс с разобранной церковью во имя Варлаама Хутынского (1698–1704 гг.) и церковь во имя Стефана Пермского на кладбище. Самый ранний храм из сохранившихся каменных храмов Великого Устюга и наиболее оригинальный по своей архитектуре – церковь во имя Вознесения Господня (1648 г.), возведённая старанием купца Никифора Фёдоровича Ревякина во дворе его дома. Она включает несколько престолов, размещённых в разных пристройках. По сторонам основного объёма с северной стороны расположилась двухэтажная церковь с престолом во имя Богоявления Господня и приделом в честь Воздвижения Креста Господня на первом этаже, на втором – церковь в честь Воскресения Господня с трапезной и приделом во имя царевича Димитрия; на юго-западном углу – придел во имя Всех святых, домовая церковь строителя храма; с западной стороны – ярусная колокольня. Некогда завершение храма насчитывало 11 глав: помимо четверика пятиглавием была увенчана его северная пристройка.

 



 
PR-CY.ru