ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 7

Иоанновский собор сохранил древние фасады, его завершение в виде пяти глухих цилиндрических глав относится к 1830 г. и рядом с пластичным украшением стен, пилястрами и арками ложных закомар производит грузное впечатление. Между ним и набережной разместилась небольшая одноглавая церковь во имя Богоявления (некогда Власия Севастийского) с крыльцом в псевдорусском стиле на западном фасаде. Дальше к югу расположен Прокопиевский собор. Исследователям известны не только имена заказчиков этого здания, но и имя мастера, его построившего, устюжанина Петра Дмитриева Котельникова. Собор традиционного типа: пятиглавый, с четырёхскатной кровлей, трёхапсидный храм, внутри двухстолпный, с четырёхлотковым сомкнутым сводом (сооружён в 1720 г.), увенчан световой главой. Наружные стены украшены окнами, лопатками, соединёнными карнизом, над ним два яруса кокошников: нижние – крупные, с росписями, верхние – более мелкие и декоративные. Колокольня собора была разобрана в 1697 г., с юга в 1867 г. был пристроен придел, с севера – ризница, на западе возвели трапезную с крыльцом, обновлённую в 1901–1902 гг. в псевдорусском стиле. В 1903 г. в связи с празднованием памяти св. Прокопия в соборе у юго-восточного столпа между центральным пространством и галереей был поставлен мраморный киот. К соборному дворищу с юга примыкает комплекс архиерейского подворья, созданный в связи с открытием в 1682 г. Великоустюжской епархии. Он включал в себя каменные и деревянные сооружения (покои, церкви и хозяйственные постройки), занимавшие часть квартала между Успенской улицей (ныне Советский проспект) и набережной, в 1730 гг. его территория была окружена каменными стенами (не сохранились). Основным ядром ансамбля были Владычные палаты – двухэтажный деревянный корпус на каменном подклете, уничтоженный пожаром в 1715 г. и возведённый в камне в 1733 г. позднее палаты на подворье были превращены в присутственные места (1817–1821 гг.) и перестроены в лаконичном классическом стиле, с юга к ним примыкает небольшое здание бывшей церкви Спасской Всеградской (1822–1823 гг.), выстроенной специально для одной из самых почитаемых в Великом Устюге икон – Нерукотворного образа Спасителя (написана в 1445 г. изографом иеромонахом Серапионом, находилась на городских воротах). На юго-западном углу подворья располагается домовая церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского (XVII–XIX вв.), в её основе – здание церкви во имя Похвалы Пресвятой Богородице (построена в 1672 г. мастером П.Д. Котельниковым, была тёплой церковью при Прокопиевском соборе). Церковь во имя Алексия двухэтажная, одноглавая, её четырёхскатная кровля (конец 1810 гг.) увенчана изящным цилиндрическим барабаном с арочными окнами, пилястрами, филенками и завершением в виде небольшого фонарика. В период экономического подъёма в XVII–XVIII вв. церковное зодчество Великого Устюга переживает расцвет. В архитектуре исследователи выделяют два типа церковных зданий: традиционный пятиглавый и храм типа «восьмерика на четверике», которые строились часто в два этапа: сначала возводили тёплый зимний храм, позднее надстраивали верхний этаж для летней церкви, как правило двухсветный четверик, увенчанный лёгким барабаном-«восьмериком».

 



 
PR-CY.ru