ПАТРИАРХИ РУССКИЕ - Страница 5

И как нельзя преувеличивать роль обучения и воспитания в формировании личности отдельного человека и в его судьбе, так и нельзя преувеличивать влияние одной цивилизации на исторические судьбы другой. Каждый человек по сути своей остается таким, каким его создал Господь (природа, если хотите), несмотря на усилия, затраченные на его адаптацию в социум. И каждая цивилизация в своей основе остается такой, какой она формируется под влиянием целого ряда причин, направляемая Промыслом Божьим (или чем-то иным в этом роде), но никак не влиянием соседних цивилизаций. Именно поэтому мы остаемся такими, какими нас создала наша история, хотя каждый и стремится в той или иной мере измениться, ориентируясь на положительный опыт более развитых стран, но к ощутимым результатам это не приводило (и не приводит). Впрочем, я могу и ошибаться. Но думаю, что больше ошибаются те, кто стремятся что называется «причесать всех под одну гребенку», поскольку управлять единомышленниками всегда было легче, чем людьми, имеющими собственное мнение и поведение, не укладывающееся в общую линию поведения. Однообразие, конечно, создает определенные удобства в жизни, но только жизнь может развиваться лишь в многообразии. Имперская идея, а также идея «симфонии священства и царства», так настойчиво пропагандируемые веками, всегда наталкивались на глухое, но упорное сопротивление народной массы россиян. В отечественной истории этому можно найти достаточно подтверждений. Так, Иов, став патриархом, использовал все свое влияние, чтобы утвердить Бориса Годунова на престоле. При нем были открыты новые обители и построено много храмов, однако он не дал согласия Годунову на открытие в Москве университета с чужеземными преподавателями, т.к. считал, что влияние иностранцев и иноверцев может принести «разность в мыслях», опасную для церкви, и, в свою очередь, предлагал недостаток в просвещении восполнить распространением «святоотеческого учения и церковного предания». Под его руководством проходили исправление и подготовка к печати богослужебных книг. Содействовал он и прославлению некоторых русских святых: с 1588 г. определил праздновать память Василия Блаженного, установил церковный праздник в честь Иосифа Волоцкого и др., способствовал миссионерской деятельности в новоприобретенных Астраханском ханстве и Сибири. В 1591 г., после загадочной гибели царевича Дмитрия, Иов принял некриминальную версию, во всем поддерживая Бориса Годунова. При нашествии Лжедмитрия I и внезапной смерти Бориса Годунова 1 июня 1605 г. в Москве произошло восстание. Иов смело обличал Лжедмитрия и тщетно умолял москвичей сохранить верность присяге. Однако ворвавшаяся в Успенский собор толпа с оружием и дрекольем «внидоша во святый олтарь и меня, Иева патриарха, из олтаря взяша и во церкви и по площади таская, позориша многими позоры». Боярин П.Ф. Басманов проклял Иова перед всем народом, назвав предателем по отношению к настоящему государю. За это патриарх Иов был отправлен в Старицкий монастырь, где и умер, проведя последние годы в тяжелой болезни и полностью ослепнув. В 1652 г. его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они пребывают и ныне. В 1989 г. Иов был причислен к лику святых. Память его отмечается 19 июня/2 июля и 5/18 апреля (перенесение мощей в 1652 г.). Патриархом Московским и всея Руси после Иова (в 1605–1606 гг.) стал рязанский архиерей ИГНАТИЙ (1540–1620 гг.), грек по происхождению, в молодости воспитывавшийся в Риме и до приезда в Россию занимавший кипрскую епископскую кафедру.

 



 
PR-CY.ru