Словарь по христианству П ПАПА РИМСКИЙ

ПАПА РИМСКИЙ

 

ПАПА РИМСКИЙ (греч. «отец»; в соответствующем значении употребляется с XII в.) – глава католической церкви и верховный правитель (абсолютный монарх) города-государства Ватикан, высший церковный иерарх. Официальный реестр пап (папский ежегодник) публикуется ватиканским издательством под названием «Annuario Pontificio». Согласно папским ежегодникам, полный титул папы: епископ Рима, наместник (викарий) Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх города-государства Ватикан, раб рабов Божьих (последний титул был введен в VII в. Григорием I Великим). Первенство римского епископа непременно сочетается с коллегиальными решениями епископата и единством церкви, которое папа обязан поддерживать. В деле управления ему помогает Святейший конклав кардиналов; некоторые из кардиналов, находящиеся в Риме, управляют конгрегациями. К поместным церквам и в отдельные страны папа может направлять своих представителей, обычных легатов (нунциев) или чрезвычайных посланников. Идея примата папы Римского во всем христианском мире обосновывается наследованием им власти, якобы переданной Иисусом Христом апостолу Петру, согласно церковной традиции, являющемуся первым епископом Рима. Считается, что после распятия Христа апостолы разбрелись по свету, а Петр основал христианскую общину в Риме и, по преданию, стал ее первым главой (епископом). Эта идея, именуемая тезисом «апостольское наследование», появилась в произведениях христианских мыслителей в конце II – начале III вв. После длительной эволюции она нашла свое окончательное выражение в принятом на первом Ватиканском соборе (1869–1870 гг.) догмате о верховенстве пап, подкрепленному двумя гипотетическими посылками: 1) коллегиальная власть, осуществлявшаяся 12-ю апостолами, подчинялась Петру; 2) именно Петр, будучи первым епископом Рима, передал власть своим преемникам. Тем не менее, по общему мнению, апостол Павел ни словом не упоминает о пребывании Петра в Риме ни в Послании, адресованном римлянам (около 58 г.), ни в тех посланиях, которые позднее в самом Риме были написаны им к христианам Малой Азии. Тем не менее, в соответствии с доктриной современного католичества, епископ Рима являет собой наследника всех тех атрибутов власти, какие имел апостол Петр, возглавлявший коллегию 12-ти апостолов – самую высшую инстанцию института христианской церкви. И поэтому как Петр был главой церкви, так и его законные преемники обладают властью над всем католическим миром и его иерархией. Но неоспоримого подтверждения подобного толкования религиозного статуса апостола Петра пока нет. В I в. христианские общины управлялись коллегиальным руководством совета старейшин (или пресвитеров), которых лишь в исключительных случаях кое-где называли епископами. Кроме того, мученически погибший в Риме Петр не мог быть епископом Рима и назначить своего преемника, поскольку института единоличной власти епископа в этот период еще не существовало. Но поскольку папа – наместник апостола Петра и епископ Рима, откуда распространилась христианская вера, он – видимый глава католической церкви.

 



 
PR-CY.ru