ПАПА РИМСКИЙ - Страница 5

Обычно разъяснение вопросов вероучения производится папскими энцикликами, посвященным главным вопросам современности и рассылаемыми папой всем епископам, или всему церковному народу, или отдельным поместным церквам. Власть управления церковью заключается в верховной юрисдикции, при которой папа не подменяет епископов. Согласно католическому учению, в папе Римском сосредоточена вся полнота церковной власти; без его санкции ни в одной стране не может быть поставлен или отставлен католический епископ, созван собор, издан какой-либо церковный закон. Папа своими декретами и буллами может не только определять всю жизнь церкви, но и устанавливать либо изменять церковные обряды и каноны (правила церковной организации, вероучения, культа). Реальная сила власти папы Римского в церкви определяется принятым в 1983 г. «Кодексом канонического права», согласно которому, власть папы – это «высшая,полная, непосредственная и всеобщая власть». И хотя формально он осуществляет верховную власть в церкви вместе с другими епископами, однако какой быть этой власти – коллегиальной или индивидуальной – решает сам папа, а «против приговора или декрета Римского епископа всякие апелляции неправомочны» («Кодекс канонического права», канон 333, 2). Таким образом, католическая церковь является независимой «христианской республикой»; ее власть представляется «универсальной теократией» (право на вселенскую власть, унаследованное церковью от Иисуса Христа). Святой престол еще в XII в. стал самым организованным государством Европы. Его канцелярия издавна считается образцовой, а папские нотариусы и законоведы ценятся повсюду. Чтобы распространить свою власть на большинстве территорий, церковь в 1095 г. призвала христиан в крестовый поход на Святую землю. Все притязания были обоснованы текстами Библии и церковной историей, которые толковались в нужном папству русле. В XII–XIII вв. католическая церковь была единой, авторитет церкви был неоспоримым. Возникавшие интриги и промедления при замещении папского престола были устранены Григорием Х (1272–1276 гг.) на Лионском соборе в 1274 г. Но в 1378–1417 гг. единство церкви было разрушено в результате борьбы пап-конкурентов. Папам, находившимся в Риме (Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII, Григорий XII), противостояли папы, обосновавшиеся в Авиньоне (Климент VII, Бенедикт XIII) или Пизе (Александр V, Иоанн XXIII). Из-за политики короля Франции Филиппа IV Красивого (1285–1314 гг.) папская резиденция из дворца Аланье (неподалеку от Рима) переезжает во французский Авиньон. Начинается эпоха Авиньонского пленения пап (1305–1376 гг.). В 1409–1415 гг. в Европе на легитимность претендовало одновременно три папы. Это противостояние было воспринято как новое испытание, посланное в наказание христианам вслед за чумой (черной смертью). Собор в Констанце (1414–1418 гг.) положил конец церковному расколу. Но когда понтифики вернулись в Рим, они уже не были теми строгими владыками, как прежде: к 1500 г. Папская область уже была заурядным маленьким итальянским государством, не имевшим и тени прежнего веса. До конца античной эпохи папы размещались в Риме, в Латеранском квартале, близ епископального кафедрального собора; они покидали Рим лишь дважды, в 1309 и 1376 гг., когда папа Климент V обосновался в Авиньоне.

 



 
PR-CY.ru