НЕСТОРИЙ - Страница 4

Несторий, подойдя в своей проповеди к интересующему всех предмету, сказал: «Говорить, что Слово Божье, второе лицо Пресвятой Троицы, имело мать, не значит ли это оправдывать безумие язычников, которые дают матерей своим богам? От плоти может родиться только плоть, а Бог, как чистый Дух, не может быть рождён женщиной; создание не могло родить Создателя… Нет, Мария не родила Бога, совершившего наше искупление… Мария родила только человека, в котором воплотилось Слово, она родила человеческое орудие нашего спасения. Слово приняло плоть в смертном человеке, но Само оно не умирало, а напротив, воскресило и Того, в Ком воплотилось. Но и Иисус, рождённый Марией, тем не менее, и для меня есть в некотором смысле Бог, потому что Он вмещал в себя Бога. Я почитаю храм ради Обитающего в Нём; я почитаю видимого человека ради скрытого в Нём невидимого Бога. Я не отделяю Бога от видимого Иисуса; не разделяю части неразделимого; разделяю естество, но соединяю поклонение». Свою идею Несторий пояснил ещё таким примером: человек состоит из души и тела. Так как от родителей происходит только тело, а душа от Бога, то мать рождает собственно тело, её можно назвать матерью человека, но нельзя назвать «душеродицею», хотя и несомненно, что она рождает одушевлённое существо. Архиепископ имел в виду, что слово «Богородица» как богословский термин некорректно, но как благочестивое или литургическое титулование он приемлем. В качестве же богословски безупречного Несторий предложил именование «Христородица» или Матерь Христа», Который есть одновременно Бог и человек (он дал разъяснение, исходя из чёткого различения природ, свойственного Антиохийской школе). Споривших слова Нестория удовлетворили, тем не менее, слушатели разделились: одни одобряли его, другие осуждали; возникла смута, возглавленная соперниками Нестория при его назначении на архиепископский престол Филиппом и Проклом, поддержанная Пульхерией. Прокл на одном из праздников в честь Богородицы постарался доказать, что такое имя вполне и по истине благоприлично Марии. В своей проповеди он (между прочим) сказал: «Мы веруем, что Христос не через постепенное восхождение к божественному естеству сделался Богом, но, будучи Богом, по Своему милосердию соделался человеком. Не говорим: человек сделался Богом, но исповедуем, что Бог воплотился. Рабу Свою избрал для Себя в матери Тот, Кто по существу Своему не имеет матери… Если бы Христос был Кто-либо особый и Бог Слово – особый, то была бы уже не Троица, но четверица…» Проповедь заканчивалась обращением к Несторию: «Не разрывай одежды домостроительства..., не раздирай соединения двух естеств, чтобы тебе не быть отлучену от Бога». Смелый пример Прокла воодушевил ревнителей православия. Некто Евсевий, константинопольский адвокат, поместил у дверей храма своё воззвание с призывом «заградить путь еретику» и доказывал сходство учения Нестория с учением Павла Самосатского (200–275 гг.), Антиохийского епископа в 260–268 гг. От этих волнений и раздоров, возмущавших город, не оказался в стороне и императорский дворец. Император, которому архиепископ сумел представить и разъяснить несообразность этого наименования, поддержал Нестория, и волнения стали стихать. За императором все придворные, кто как мог, старались быть или казаться несторианами. Однако на другой половине дворца, где жила Пульхерия, положение было совершенно иное: здесь имя Нестория произносили с ужасом и едва терпели его присутствие. Нападки Нестория на Деву Марию были только следствием его общего взгляда на природу Христа. Главное же понятие его вероучения состояло в том, что во Христе Божество и человек существовали по отдельности – каждое в своих свойствах, в своей ипостаси. Причём человеческое во Христе было настолько полным, что могло жить и развиваться как бы само по себе, вне зависимости от Божества. Человек Иисус являлся для Нестория не Богом в полном смысле этого слова, а только «храмом» для «живущего в нём Господа» или «сосудом» Божества. Соединение «лиц» Божества и человека во Христе он определял как обмен и взаимообщение, как «взаимно пользование образами»: Бог Слово приемлет «лицо» человека и сообщает человеку своё «лицо».

 



 
PR-CY.ru