Словарь по христианству Н НЕСТОРИЙ

НЕСТОРИЙ

НЕСТОРИЙ (после 381 – около 451 г.) – представитель Антиохийской школы экзегезы и богословия, Константинопольский архиепископ (428–431 гг.), низложенный Первым Эфесским (Третьим Вселенским) собором (431 г.) по обвинению в ереси. И хотя несторианство связано с именем Нестория, его корни уходят в историю христианства на Востоке. Ассирийская церковь Востока (см. Ассирийская церковь Востока) считает его выразителем изначального учения церкви о личности Иисуса Христа, отвергает его осуждение и почитает как святого исповедника наряду с двумя другими «греческими учителями» – Диодором Тарсским (ум. около 392 г.) и Феодором Мопсуестийским (около 350 – 428 гг.). Сохранившиеся остатки секты несториан в пределах Персии и Турции не могут дать ни малейшего представления о некогда цветущей там церкви, которая в эпоху арабского владычества распространяла своё влияние от Сирии до Китая и от Монголии до Индии и Цейлона, являясь просветительницей Средней Азии. Судьбы этой церкви в значительной степени были связаны с процветанием Месопотамии. Христианство появляется здесь очень рано, из Сирии и Антиохии, и при династии Арсакидов развивается при полной свободе, без тех притеснений, которым оно подвергалось в Римской империи. Однако неодинаковость языка и состава верующих, а также условий политического существования вели её к разрыву с Антиохией и Сирией. Со вступлением на престол Сасанидов положение христиан в Персии стало хуже, особенно после торжества христианства в империи и основания Константинополя. Персидское правительство подозрительно смотрело на тех своих подданных, которым уделяло внимание правительство Восточной Римской империи. Несторий был персидского происхождения, родом из Германикеи (ныне Мараш, Турция), находившейся в подчинении Антиохийского архиепископа, в той части Сирии, где протекает Евфрат. Он пришел оттуда же, откуда вышел Иоанн Златоуст (около 347–407 гг.), т.е. из Антиохии, хотя его происхождение считается довольно тёмным. Впрочем, Несторий рано оставил свою родину, перебрался в Антиохию. Церковное образование он получил под руководством Феодора Мопсуестийского (считался одним из лучших воспитанников местной риторической школы), монашеское и пресвитерианское служение совершал в монастыре св. Евпрепия близ Антиохии, где приобрёл известность как аскет и оратор, изучал творения Отцов церкви. Это был обычный в то время искус для тех, кто предназначал себя служению церкви и проповеди. Но Несторий не любил ни умерщвления плоти, ни лишений бедности, и он поспешил отбросить их от себя, как только получил возможность вернуться в город. При поступлении Нестория в клир антиохийский архиепископ возложил на него обязанность поучения верующих (эту должность прежде занимал Иоанн Златоуст, в которой и прославился). Несторий также вскоре приобрёл известность, поскольку от природы обладал всеми необходимыми для проповедника данными: величавой осанкой, полным и звучным голосом и природным даром слова. В конце концов, его слава дошла до столицы. После смерти Константинопольского архиепископа Сисинния (426–427 гг.) император Феодосий II (408–450 гг.), по рекомендации Антиохийского архиепископа Иоанна I (428–441/442 гг.), обратился к Несторию занять опустевшую кафедру архиепископа столицы. Избрав кандидата из Антиохии, Феодосий II стремился продемонстрировать свою независимость от старшей сестры Пульхерии, имевшей решающее влияние в управлении империей. Константинопольские претенденты на престол архиепископа (в том числе Прокл, наречённый епископ Кизический, который был кандидатом Пульхерии) Феодосием II были проигнорированы. Выбор императора приветствовали многие, желавшие видеть в лице Нестория столь же твёрдого в вере и нравственности пастыря, каким был Иоанн Златоуст. Начало его деятельности в качестве архиепископа было отмечено рядом конфликтов, протекавших на фоне существовавшего в высших кругах напряжения и противостояния, однако новейшие исследования заставили во многом изменить установившуюся оценку Нестория, давшего имя одному из направлений в решении христологической проблемы. В начале V в. восточной половине империи угрожала судьба, постигшая в 476 г. западную. «Речь о царстве», обращённая философом-неоплатоником, Птолемаидским епископом Синезием (370/375–413/414 гг.) к императору Аркадию (395–408 гг.), даёт исследователям представление об ужасе, который охватил население при виде войск, состоявших исключительно из варваров.

 



 
PR-CY.ru