МОНАШЕСТВО ЗАПАДНОЕ - Страница 5

При аббате Бома и Жиньи, добившемся свободы от подчинения местной церкви и вставшем под непосредственное покровительство папы, в 910 г. было основано аббатство Клюни, ставшее центром реформационного движения в X в. Расширенное и вставшее под покровительство папы, в постоянном общении с Римом, оно уже при своих первых аббатах стало наиболее популярным центром западного монашества, долго хранившим строгость монашеской жизни. Получив от папы разрешение принимать под свою власть другие монастыри, клюнийские аббаты положили начало обширной конгрегации, во главе которой стоял великий аббат самого Клюни. Эта конгрегация в начале XII в. охватывала около 200 монастырей; некоторые из них, в свою очередь, были центрами для других. При Петре Достопочтенном (1122–1156 гг.) конгрегация распространилась по всему Западу и даже проникла на Восток. Уже при первом аббате Одоне (ум. в 942 г.) Клюни участвует в реформе других, в частности итальянских и даже римских, монастырей. Одновременно с расцветом Клюни аналогичные монашеские движения наблюдаются в Нижней Лотарингии (Brogne, до 923 г.), в Верхней Лотарингии (Горция), в Германии (Рейхенау, позже, в XI в., Гирсау в Вюртемберге) и в Италии, где движение приобретает характер стремления к пустынножительству. В начале XI в. Ромуальд (около 951 – 1027 гг.) основывает целый ряд еремиториев в Средней Италии, центром которых становится Камальдоли (см. Камальдолийцы). «Устав Радульфа» (1080 г.) и сочинения кардинала Петра Дамиани (1007–1072 гг.) ярко выражают этот наиболее крайний на Западе монашеский идеал, ближе всего подходящий к типу восточных лавр и возникший под прямыми воздействиями пустынножительской литературы. К этому же течению примыкают валломброзанцы (с 1057 г.), картузианцы, в XII в. распространившиеся по Германии, Франции и Италии; орден Фонтевро, развивший своеобразную форму смешанных (мужских и женских) монастырей, граммонтенцы (с 1174 г.) и цистерианцы. Из среды клюнийцев вышла и грандиозная реформа белого духовенства, связанная с именем знаменитого клюнийца Гильдебранда (папы Григория VII; 1073–1085 гг.). Стремясь очистить и возвысить церковь, реформа, в сущности, признавала для неё обязательным тот идеал, к которому до тех пор стремилось только монашество. Вследствие этого оно больше, чем когда-либо, должно было принять участие в осуществлении задач церкви «победить мир»; оно окончательно встало на службу церкви или, вернее, её главе – папе. Общее возрождение церкви оказало сильное влияние и на развитие монашества: с одной стороны, оно обновило и усилило монашество прежнего направления, способствовало возникновению новых орденов, из которых многие проявили усиленное стремление к аскетизму (в связи с паломничеством в Святую Землю получила распространение мало известная до того времени форма подвижничества – подражание страданиям Христа); с другой стороны (в связи с Крестовыми походами), наметились новые формы служения Богу, не созерцательного, а чисто активного характера. Наряду с многочисленными орденами прежнего направления, в XI–XIII вв. возникают ордены госпитальеров («странноприимные»), рыцарские ордены и женские монастыри, всецело посвящающие себя уходу за ранеными и больными и т.п. делам милосердия. К орденам первого направления, возникшим в эту эпоху, относятся итальянский орден камальдулов; орден Валломброза, впервые введший степень так называемых «бельцов», получивших впоследствии большое распространение в западном монашестве (низший разряд обитателей монастыря, от которого не требуется участия в церковной службе или монашеском чтении и который, таким образом, доступен совершенно неприспособленным людям; на этом разряде в монастыре лежит наиболее грубая и тяжёлая работа); орден Граммон, основанный в 1074 г. близ Лиможа Стефаном Тигернским, который стремился организовать общежитие как можно ближе к Евангелию; орден картузианцев и орден Фонтевро, основанный около 1100 г. для каноников и канонисс; орден цистерцианцев (или белых монахов, как их называл народ), основанный в 1098 г. и получивший особенное значение в эпоху знаменитого Бернара Клервоского (1091–1153 гг.), который стал его духовным наставником (орден реформирован в XVII в.); ныне насчитывает 4 тыс. монахов и 1930 монахинь.

 



 
PR-CY.ru