Словарь по христианству М МОНАШЕСТВО ЗАПАДНОЕ

МОНАШЕСТВО ЗАПАДНОЕ

МОНАШЕСТВО ЗАПАДНОЕ (католическое) – сложившаяся в западном христианстве форма осуществления верующим аскетического идеала через уход от мира, молитву, духовные упражнения, труд, обеты бедности, целомудрия и послушания. В современном католицизме монашеские институты (Instituta religiosa) существуют в виде монашеских орденов (Ordines) и монашеских конгрегаций (Congregationes rtligiosae). Вместе с секулярными институтами (Instituta saecularia), отличающимися от монашеских институтов отсутствием публичных обетов и совместной общинной жизни (а также тем, что их членами могут быть как клирики, так и миряне, стремящиеся в светских условиях достичь религиозно-духовного совершенства) монашеские институты составляют более широкое, канонически учреждённое церковной иерархией образование – институты посвящённой Богу жизни (Instituta vitae consecratae). Идеи монашества пришли на Запад с Востока. Впервые приверженцы христианства в Западной Европе познакомились с монашеским образом жизни благодаря творчеству александрийского епископа Афанасия Великого (около 295 – 373 гг.). Его сочинение «Житие святого Антония», посвящённое жизни и деятельности основателя египетского монашества и переведённое на латинский язык, оказало огромное влияние на формирование монашества в Западной Европе; Запад обязан ему знакомством не только с подвигами Антония, но и уставом Пахомия Великого (около 292 – около 346 гг.). С тех пор монашество не только утвердилось в Риме, где Афанасий побывал в 340 г., но и стало распространяться по всей Италии. Предвестниками западного монашества являются усиление аскетических течений, выражающееся в повышенной строгости жизни отдельных лиц и семей (римские аскетические кружки эпохи Иеронима; 342/347 – 419/420 гг.), появление бродячих аскетов, лиц и групп, временно ведущих аскетическую жизнь (abstinentes), посвящающих себя Богу вдов, дев (virgines velatae) и мужчин. Наконец, образование уже с середины III в. маленьких аскетериев, иногда состоящих из двух-трёх лиц, в городах и вне городов. Это аскетическое течение вдохновляется и поддерживается влияниями и образцами восточного монашества, с которым Запад знакомится как путём непосредственного соприкосновения с анахоретами, еремитами и аскетами Египта и Сирии, так и через посредством таких защитников и проповедников пустынножительства, как Иероним Стридонский, Руфин (345–410 гг.) и позже Сульпиций Север (363 – 410 или 429 гг.). Начиная с IV в., некоторые западные епископы (например, итальянский епископ г. Верчелли Евсевий), сосланные из-за своего несогласия с идеями арианства римским императором Констанцием II (337–361 гг.) в Палестину и другие восточные области, знакомились с монашеской жизнью и, возвращаясь на родину, учреждали у себя монастыри. Становлению первых монастырей на Западе способствовали епископы Амвросий Медиоланский (334/340 – 397 гг.), Иероним Евсевий, Аврелий Августин (Блаженный; 354–430 гг.), Мартин Турский (336–397 гг.) и др. Так, в основанном епископом Тура Мартином монастыре Мармутье (первом в Галлии) уже при жизни его основателя насчитывалось около двух тысяч монахов. Однако эти представители западного монашества смешивали аскетов с манихеями и добились временного разгрома испанских аскетов в лице причисленного ими к еретикам Присциллиана (около 340 – 385 гг.), епископа Авилы в 381–385 гг. Аскетический идеал на Западе в это время вёл тяжёлую борьбу с умеренным пониманием христианской жизни. Августин Блаженный в сочинении «De opere monachorum» настаивал на необходимости для монахов тяжёлого физического труда как средства борьбы с пороками. Священники в Гиппоне жили в доме своего епископа, разделяли с ним трапезу и следовали во многих отношениях правилам киновитного монашества, не надевая, однако, монашеского платья и не принимая монашеских обетов. Перелом в пользу аскетизма падает на эпоху Иеронима. Амвросий Медиоланский основывает монастырь около Милана, в IV–V вв. монастыри появляются в Италии, Галлии, затем распространяются в Испании, Англии, Ирландии и Шотландии.

 



 
PR-CY.ru