МИХАИЛ, Новосёлов Михаил Александрович - Страница 8

Члены Кружка ищущих христианского просвещения, отстаивая своё понимание отношений между иерархией и мирянами, выступили с полемической статьёй в «Московских ведомостях», в которой утверждали, что канон, на который ссылается Синод, запрещает мирянам учить в церкви догматам веры, но не запрещает высказывать своё суждение о действиях представителей церковной власти. В статье ещё раз было прямо указано на связь дела епископа Ермогена (Долганёва) с Г.Е. Распутиным и повторялось требование созыва Собора для расследования этого дела. Во время разгоревшихся споров относительно почитания Имени Божия Михаил оказался одним из самых ревностных защитников имяславия. Михаил самостоятельно не выступал в печати по догматической стороне вопроса, однако организовывал выступления других лиц, издавал сочинения имяславцев. Поддерживали Михаила Павел Александрович Флоренский, Сергей Николаевич Булгаков, Владимир Францевич Эрн и др. Некоторые члены Кружка ищущих христианского просвещения (Фёдор Дмитриевич Самарин, Сергей Павлович Мансуров, Владимир Александрович Кожевников) не решались занять определённую позицию, призывали к осмотрительности, особенно после осуждения «имябожничества» Синодом. Из-за возникших противоречий среди членов Кружка ищущих христианского просвещения был поставлен вопрос о его упразднении или переустройстве. В «Изданиях “Религиозно-философской библиотеки”» Михаил напечатал «Апологию» иеросхимонаха Антония (Булатовича), «Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием» В.Ф. Эрна и «Материалы к спору о почитании Имени Божия» (два издания). Михаил продолжил защиту имяславия и после его осуждения Синодом. Исследователи выявили единственное богословское выступление Михаила по поводу имяславия в тексте, помеченном 9 ноября 1919 г. В «имяборчестве» Михаил видел глубочайшее отступление от православия, а революцию и то, что за ней последовало, он считал карой за отступление от достойного почитания Имени Божия и хулу на Него. На поместном Соборе Православной Российской церкви 1917–1918 гг. архиепископ Сергий (Страгородский) и князь Евгений Николаевич Трубецкой подали заявление о приглашении Михаила в состав Собора, но 6 октября 1917 г. по результатам голосования пополнение Собора новыми членами было признано нежелательным. Однако 22 марта 1918 г. секретарь Собора Василий Павлович Шеин направил Михаилу, а также Сергею Николаевичу Дурылину, П.А. Флоренскому, С.П. Мансурову приглашение принять участие в разработке проекта пастырских училищ, которая была поручена соборному отделу, занимавшемуся проблемами духовных учебных заведений. 30 января 1918 г. Михаил был избран членом Временного Совета объединённых приходов города Москвы. Председателем Совета стал Александр Дмитриевич Самарин, на квартире которого и проходили собрания.

 



 
PR-CY.ru