МИХАИЛ, Новосёлов Михаил Александрович - Страница 6

Гуманизм ратует за автократическое развитие из себя, через себя и для себя. По отношению к знанию он оборачивается рационализмом, по отношению к нравственности – автономизмом, по отношению к конечной цели нашей жизни – эвдемонизмом. Гуманизм стремится заменить культ культурой, в результате чего возникли деизм, пантеизм, позитивизм, материализм, которые вместе ведут к тотальному пессимизму. В конечном счёте, совлечение с себя образа Божия ведёт к совлечению и образа человеческого, к усвоению образа звериного и сатанинского. Подлинный смысл жизни Михаил предлагал искать в том, на что указывал Серафим Саровский – в стяжании Духа Святого. В выпусках «Религиозно-философской библиотеки» затрагивались вопросы общественного устройства. В предисловии к девятому выпуску Михаил высказывает мысль о том, что «только религиозная личность способна дать общественный строй, где сохраняются одновременно и высшие идеалы, и необходимая общественная дисциплина». Михаил предупреждает, что «горькое разочарование ждёт всякого человека, кто, имея в душе благородные стремления, думает найти удовлетворение в социальном построении, чуждом религиозного начала». Примером такого безбожного общественного устроения Михаил называет социализм, соглашаясь с Тихомировым, что восстановление правильного религиозного сознания есть «единственное средство оздоровления мира». Михаил выступает за свободу слова, которая предполагается, по его мысли, самим религиозным сознанием и которая связана с религиозной свободой как Божьим даром человеку. Только в контексте свободы слова открывается возможность победы «над вредными идеями». Михаил жаловался: «Как ни странно это, но у нас в православной России несвободны не только «пасынки» Церкви, но и «сыны» её. Вместо того, чтобы быть словесным стадом Христовым, они являются бессловесным множеством, которое вместе со своими «пастырями» пасётся жезлом мирских надзирателей». «Религиозно-философская библиотека» Михаила была заметным явлением религиозно-философской жизни Серебряного века. Она пользовалась большой популярностью. Многие темы, затронутые в её выпусках, такие как опытное постижение догматов, стяжание Духа Святого как цель христианской жизни, границы церкви, социальная активность христианина, христианская мистика, критика гуманизма и социализма, проблема секуляризации культуры и др., были общими и для Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви, сложившегося вокруг Михаила. В конце 1912 г. Михаил был утверждён в звании почётного члена Московской духовной академии. Представление к его избранию было написано священником Павлом Александровичем Флоренским. Это избрание стало признанием заслуг Михаила перед церковью в деле духовного просвещения.

 



 
PR-CY.ru