МОДЕСТ, Стрельбицкий Даниил Константинович - Страница 8

Издание было осуществлено Холмским братством в 1884 г. «Богогласник, или Собрание набожных песнопений с переложением оных песней на ноты» в 1910 г. вышло десятым изданием. Любитель и знаток церковного пения, Модест обратил внимание на религиозно-народные песни и позволил употреблять в церкви местные традиционные напевы. Стремился возродить старинное «дьячковское» пение. Не оставлял Модест и исторических изысканий. В 1880–1882 гг. в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике» печаталось его сочинение «О древнейшем существовании православия и русской народности в Галиции, в губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привисленского края», затем изданное отдельно в Варшаве. В 1884–1885 гг. на страницах того же издания напечатан его труд «Холмская православная епархия» (Варшава, 1886 г.). Получив от Модеста книгу «О древнейшем существовании…», архиепископ Вениамин (Благонравов) 2 марта 1882 г. писал своему другу: «От пр. Модеста получил я книжку о православии и русской народности в православном (привислинском?) крае. Книжка свидетельствует, что он попал совершенно на своё место. Там его родина, там воспитывался он и служил и тамошние нравы и обычаи досконально ему известны, а его набожность располагает к нему тамошний народ несравненно больше, чем хитрая политика его предместника. Но пришлось ему понести и тяжёлый крест; многие ночи спать не мог от душевного беспокойства». Летом 1884 г., получив Высочайшее разрешение на путешествие по Востоку с 15 июня по 1 августа, Модест совершил паломническую поездку на Афон и в Палестину в сопровождении иеромонаха и двух священников. Один из них, протоиерей Аполлинарий Ковальницкий, оставил подробное описание этой поездки. Это было второе посещение русским иерархом Афона и Святой земли. Первое в 1868 г. совершил епископ Полтавский Александр (Павлович). В Константинополе Модест встретился с архидиаконом Эфесской епархии Агафангелом (Константинидисом; впоследствии митрополит Эфесский), посетил мечети Айя-София и Кахрие-джами. С 25 по 30 июня пребывал на Афоне, посетил Богородицкий, Андреевский и Илиинский скиты, Протат (где ему была устроена торжественная встреча), Иверский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Ватопед и его библиотеку, Великую Лавру, монастырь Зограф и его библиотеку, Хиландар и др., везде оставляя пожертвования. В Бейруте встречался с митрополитом Бейрутским Гавриилом (Шатилой), выпускником Киевской духовной академии. 12 июля Модест прибыл в Яффу, 13 июля в Иерусалиме в патриархии был принят патриаршими епитропами архиепископами Газским Иоасафом и Иорданским Епифанием, которые вручили ему грамоту: Модесту «разрешается священнодействовать в святых и досточтимых местах». За десять дней пребывания на Святой земле Модест совершил четыре литургии: 14 июля в 5 часов утра – на Голгофе, 15 июля в 0 ч. – при Гробе Господнем и в приделе Ангела (пели певчие Русской духовной миссии), 17 июля в 2 часа утра – в Святом вертепе храма Рождества Христова в Вифлееме, 18 июля – на гробе Божьей Матери в Гефсимании. В сопровождении начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина) Модест посетил место раскопов у Порога Судных Врат, 16 июля совершил литургию у Мамврийского дуба в Хевроне, посетил лавру святого Саввы. 22 июля покинул Святую землю, 7 августа прибыл в Холм.

 



 
PR-CY.ru