МОДЕСТ, Стрельбицкий Даниил Константинович - Страница 4

В целом деятельность Модеста имела благотворное влияние на все стороны жизни семинарии, которую он сумел поставить «в параллель с лучшими семинариями России, как по учебной части, так и по воспитательной». Проявлял миролюбие, доброту и снисходительность, чем заслужил любовь и уважение наставников и воспитанников. Время ректорства Модеста признано «одним из лучших в истории семинарии». В Иркутске Модест занимался и научными исследованиями. Он первым из ректоров обратил внимание на семинарскую библиотеку, в которой обнаружил рукописи XVII и XVIII вв., в частности, жизнеописание патриарха Московского и всея Руси Никона с пометами архиепископа Феофана (Прокоповича) и рукописи, касающиеся Киевской духовной академии. В 1869 г. в связи с 50-летием академии Модест передал в академическую библиотеку рукописные книги «Палинодия» (1621 г.) и «Книга о вере» архимандрита Захарии (Копыстенского), а также сочинение волынского помещика Евстафия Гизеля (Киселя) «Antapologia, или Опровержение Апологии Мелетия Смотрицкого», изданное в 1632 г. под именем Геласия Диплица с посвящением митрополиту Киевскому Петру (Могиле). За это Модесту было «преподано благословение» Синода от 7 апреля 1870 г. и выражена признательность Киевской духовной академии. Настоятель иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) монастыря Мартиниан (Муратовский) указал Модесту на хранившуюся в библиотеке обители рукопись с поучениями, которые предание приписывало первому епископу Иркутскому и Нерчинскому Иннокентию (Кульчицкому). Некоторые списки поучений хранились у жителей Иркутска. Модест решил доказать несомненную принадлежность поучений Иннокентию (Кульчицкому), с 1871 по 1873 гг. в «Иркутских епархиальных ведомостях» печатал исследование под заглавием «Предание о проповедничестве св. Иннокентия, первого епископа Иркутского и Чудотворца». Там же Модест напечатал и сами поучения, по словам современника, «принятые к сердцу всею Сибирью», сделав проповеди Иннокентия (Кульчицкого) доступными читателям. 300 экз. своей книги «О проповедничестве св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и Чудотворца...» (Иркутск, 1873 г.) пожертвовал в библиотеки духовно-учебных заведений Иркутской епархии, за что ему было «преподано благословение» Синода. Свой труд Модест выслал архиепископу Ярославскому и Ростовскому Нилу (Исаковичу), в 1838–1853 гг. возглавлявшему Иркутскую епархию. Нил (Исакович) в своём отзыве 26 февраля 1874 г. писал: «Труд этот давно вызывал делателя, только не обреталось его... Вы тщательно исполнили долг свой. Характер поучений святителя определён и объяснён как нельзя лучше. Теперь остаётся издать их отдельною книгою, с ликом святителя и его житием. Это будет венцом вашего труда». Вторая книга Модеста «Жизнь святого Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца» печаталась уже в «Пермских епархиальных ведомостях» (под заглавием «Жизнь и подвиги свят. Иннокентия») и была закончена в Екатеринбурге 13 декабря 1878 г. При её написании Модест пользовался материалами, собранными протоиереем Иркутского кафедрального собора Прокопием Васильевичем Громовым в книге «Начало христианства в Иркутске и святый Иннокентий, первый епископ Иркутский: Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление» (Иркутск, 1868 г.).

 



 
PR-CY.ru