МОИСЕЙ УГРИН - Страница 9

Образ Моисея Угрина часто вводили в композицию «Собор русских святых» («Образ всех российских чудотворцев»), например, на выговских иконах конца XVIII – первой половины XIX вв. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Государственная Третьяковская галерея, Исторический музей, частные и церковные собрания). Так, на иконе 1814 г. мастера Петра Тимофеева (Русский музей) Моисей Угрин находится в группе преподобных, слева, во втором ряду, первый от центра, рядом с преподобным Алипием Киево-Печерским. В академической по стилю стенописи галереи русских святых в Почаевской Успенской лавре святой входит в группу подвижников XI в. (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг., около 2010 г.). Он изображён в правой части композиции, недалеко от святого князя-страстотерпца Бориса, в монашеском облачении и с цветком в правой руке. В росписи на оконном откосе храма церкви Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906 г., художник Иван Сидорович Ижакевич) образ Моисея Угрина трактован автором в живописной стилистике модерна, сложившейся под влиянием творчества Виктора Михайловича Васнецова и его росписей во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896 гг.). Хромолитографии эскизов росписей И.С. Ижакевича в трапезной палате Трапезной церкви (преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских) Киево-Печерской лавры (1902–1910 гг.) вышли в свет в издательстве П. Плахова (Киев, 1903 г.). Под влиянием творчества И.С. Ижакевича (возможно, мастером из его окружения) была создана икона «Преподобные Иоанн Многострадальный и Моисей Угрин» (после 1903 г., собрание Феликса Романовича Комарова). На ней мастер изобразил двух печерских святых, которые почитались как помощники в борьбе с плотскими страстями. Иконографически облик Моисея Угрина в основных деталях копирует образ преподобного Николы Святоши из росписей И.С. Ижакевича в Трапезной палате лаврской Трапезной церкви (ракурс, положение рук и головы, детали пейзажа). В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной монахиней Иулианией (Соколовой) под руководством Афанасия (Сахарова) в начале 1930–1950 гг. (иконы из Троице-Сергиевой ларвы, Собрания Данилова монастыря). Моисей Угрин в образе средовека с небольшой бородой, руки спрятаны под мантией, представлен в группе чудотворцев Ближних пещер. На рисунке, сделанном монахиней Иулианией (между 1957 и 1980 гг., собрание иконописной школы при Московской духовной академии), он показан фронтально по пояс, голову покрывает куколь, в правой руке чётки. Исследователям известны современные единоличные иконы Моисея Угрина в ином варианте поясной иконографии: в более высоком округлом куколе, в схиме со свитком в правой руке (2004 г., иконописец Г.В. Проскурина, иконописная школа при Московской духовной академии); с лилией и коробочкой для лекарств (повторяют образ при мощах в пещерах Киево-Печерской лавры). Существует и ростовой извод: святой с чётками в правой руке, опирается на длинный посох в левой, в числе избранных русских святых-угров – с преподобным Ефремом и мучеником Георгием (конец ХХ в., Сегед, Венгрия).



 
PR-CY.ru