МОИСЕЙ УГРИН - Страница 8

Вместе с другими самыми прославленными Печерскими преподобными образ Моисея Угрина помещён на овальной иконе (по мнению исследователей, конца XVIII – начала XIX вв. под потемневшим покрытием) на раме образа преподобного Антония Киево-Печерского в Ближних пещерах лавры. Вместе с преподобными Антонием, Феодосием, Алипием, Прохором и Марком Гробокопателем Моисей Угрин включён в состав предстоящих на Азовской иконе Божьей Матери первой четверти XIX в. (Исторический музей). На иконах, гравюрах и литографиях с композицией «Собор Киево-Печерских святых» XVIII – начала ХХ вв. Моисея Угрина изображали за преподобным Антонием Киево-Печерским в левой группе чудотворцев Ближних пещер. Он предстаёт, как правило, старцем или средовеком с покрытой куколем головой, вполоборота к центру, чаще всего в третьем ряду, бок о бок с преподобным Иоанном Многострадальным, изредка именуется преподобномучеником. Исследователям известно множество икон (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, Центральный музей имени Андрея Рублёва, Иркутский объединённый художественный музей, Кирилло-Белозерский музей-заповедник) и больше 15 гравюр и литографий (Российская национальная библиотека, Государственный музей изобразительных искусств, Государственный литературный музей, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии и др.), в том числе Иосифа Гочемского (вторая треть XVIII в., работал в типографии Почаевской лавры), В. Белецкого (1751, 1756 гг.), Мартына Нехорошевского (середина XVIII в.), Якова Кончаковского (1771, 1774 гг.), Г. Проценко (1821 г.) и др. В Клинцовском иконописном подлиннике Моисей Угрин вместе с преподобным Иоанном Многострадальным находился в группе святых «левой стороны». Образ Моисея Угрина в иконописи и гравюре часто сопровождается надписью с сокращённым определением «Угрин». Изображение Моисея Угрина практически всегда помещали на иконах-«лечебниках» (вместе с преподобными Мартинианом, Иоанном Многострадальным и мученицей Фомаидой), поскольку ему молились об избавлении «от блудной страсти» (ветковский «Лечебник» XIX в. ВМНТ). Также в одном клейме с мученицей Фомаидой и преподобным Иоанном Моисей Угрин (средовек со свитком в руке) изображён на иконе «Сказание, каким святым каковые благодати исцеления даны» второй половины XIX в. (Государственный музей истории религии) или в более традиционной по типу композиции с ярусным расположением святых и месяцесловом на полях (одноимённые иконы первой половины XIX в., частное собрание; середины – третьей четверти XIX в., Собрание русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного). Икона «Мч. Вонифатий, преподобные Иоанн Многострадальный и Моисей Угрин» (середина XIX в., частное собрание) была заказана, по мнению исследователей, для укрепления семьи и здравия супруга (мученику Вонифатию молились об избавлении от греха винопития).

 



 
PR-CY.ru