МОИСЕЙ УГРИН - Страница 7

К числу единоличных изображений Моисея Угрина исследователи относят живописный образ на металле над ракой с его мощами в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, выполненный в 1840 гг. лаврскими иконописцами под руководством иеромонаха Иринарха. Икона является поясным вариантом извода, созданного Леонтием Тарасевичем: Моисей Угрин показан в монашеском облачении и куколе, с лилией в правой руке и коробочкой (книгой?) в левой; надпись «с: пр(д)б: Моѵсей оугринъ.». Одна из более поздних небольших копий этого образа хранится в частном собрании на Украине. В 1891–1892 гг. единоличный образ Моисея Угрина был включён под 26 июля в серию пядничных икон-святцев (так называемая годовая минея, насчитывавшая более 350 образов, в настоящее время в Государственном Эрмитаже, Русском музее и Государственном музее истории религии) для домовой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, созданную Михаилом Ивановичем Дикарёвым. Святой изображён в рост, на голове островерхий куколь, правая рука на груди, в левой – свиток; надпись: «Стый Препо(д) Моисей гр». В нижней части фона тщательно выписан изысканный киевский пейзаж – холмы и горки, покрытые зеленью, с разбросанными по ним многочисленными церквами. Аллегорическая композиция «Древо Киево-Печерских святых» восходит к ранней киевской гравюре 1643–1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), а также к гравюре на титульном листе Патерика 1661 г. (руки Моисея Угрина сложены крестообразно на груди). На угличской иконе 1660 гг. (Угличский историко-художественный музей) полуфигура Моисея Угрина помещена в чашечке цветка, проросшего справа из клейма «Воздвижение Креста, с русскими святыми». Святой в округлом куколе, в правой руке свиток, левая ладонью повёрнута к зрителю. В этой композиции Моисей Угрин единственный из изображённых на лозе святых написан фронтально, а не вполоборота к центру. Похожая иконная композиция с меньшим числом преподобных («Похвала Пресвятой Богородицы Печерских чудотворцев») происходит из Богородице-Рождественского монастыря в Ростове (1688 г., иконописец Бубнов, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»). На ней Моисей Угрин представлен в левой части лозы вполоборота к центру, в клобуке, со свитком в левой руке. Как правило, в рост, прямолично или в молитвенном предстоянии святого изображали в многофигурных композициях с избранными и киево-печерскими святыми. Так, справа вторым от центра в четвёртом ряду (обе руки на груди) он помещён на иконе «Богоматерь Печерская, с киевскими святыми» («яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском») письма Кирилла (игумена Корнилия) Уланова (1724 г., Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Вместе с основателями Киево-Печерского монастыря и преподобными Алипием иконописцем, игуменом Нестором (Нестор Летописец?) и Иоанном Многострадальным Моисей Угрин с чётками в левой руке показан в одном из клейм на раме 1680 гг., исполненной в Оружейной палате Московского Кремля (из иконостаса над гробницей царевны Софии Алексеевны в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, Исторический музей).

 



 
PR-CY.ru