МОИСЕЙ УГРИН - Страница 6

Иконография Моисея Угрина включала единоличные изводы, житийные, а также его изображения в числе избранных святых (семейные иконы и «лечебники»), избранных Печерских святых и в Соборах Киево-Печерских святых. К наиболее ранним, житийным, исследователи относят изображения из изданий «Киево-Печерского патерика» 1661 и 1702 гг. (экземпляры в Российской государственной библиотеке). Мастер монах Илия в ксилографии «Преподобный Моисей Угрин» (1656 г.) в центральном клейме поместил ростовую прямоличную фигуру святого в преподобнических ризах (ряса, мантия, схима), тёмный куколь лежит на плечах, ноги босы; в правой опущенной руке святой держит длинные чётки, левая раскрыта ладонью. Моисей Угрин – средовек с небольшой, раздвоенной на конце бородой, в густых волосах – гуменец (тонзура). Средник обрамляют семь клейм со сценами Жития, по два слева и справа и три под средником (клейма прямоугольные, отделены двойной рамкой, наименования над ними). Слева клейма: пленного Моисея Угрина покупает богатая полька («купуе(т) ввелможи мо(и)»); побиение Моисея Угрина («повеле мо(и)сея бити»); Моисея Угрина приводят к польскому князю Болеславу («приведе ко кролю боле(с)»). Справа: постриг Моисея Угрина в монашество («в окова(х) постриженъ»); богатая полька соблазняет Моисея Угрина («лобзаше жена моисея:»); Моисей Угрин поступает в Печерский монастырь («мо(и)сеи при(и)де в мона(ст) печ:»). Внизу: преставление Моисея Угрина («преставление пре(д)б: моисея угрина»). В первых двух клеймах Моисей Угрин изображён без нимба. События последнего клейма разворачиваются под сводами пещеры, тело святого, перевитое погребальными пеленами и в клобуке, лежит в гробу; под ним на фоне тёмной земли мастер Илия поместил свою подпись и дату создания ксилографии. Леонтий Тарасевич в гравюре к изданию «Патерика» 1702 г. использовал ту же иконографическую схему, но в зеркальном варианте, оставив шесть клейм (сократилось клеймо с изображением прихода святого в Печерский монастырь). Образ Моисея Угрина, созданный гравёром, послужил своеобразным протографом для единоличных изображений святого в дальнейшем. Моисей Угрин представлен прямолично в рост, в монашеском одеянии, на ногах сапожки; голову святого покрывает куколь. В опущенной вниз правой руке святого – длинные чётки с крестом на конце и цветок лилии на длинном стебле (символ чистоты), левой рукой прижимает к себе коробочку (книгу?). Исследователи отмечают, что эта гравюра творчески воспроизводилась в последующих изданиях «Патерика» XVIII–XIX вв. Наиболее раннее известное исследователям датированное изображение Моисея Угрина в иконописи – на патрональной иконе «Преподобный Моисей Угрин, равноапостольный великий князь Владимир и пеподобный Аркадий Новоторжский» письма царских изографов Симона Ушакова и его ученика Георгия Зиновьева (1667 г., Тверская объединённая картинная галерея). Образ был написан «по обещанию» игумена Московского Сретенского монастыря Дионисия и вложен в новоторжский Борисоглебский монастырь. Моисей Угрин – средовек в рясе и мантии с непокрытой головой (клобук лежит на плечах, схимы нет), русыми волосами и небольшая, без проседи борода раздвоена на конце, под ушами видны короткие локоны. Правой рукой благословляет именославно, рука расположена возле груди (и направлена в сторону равноапостольного князя Владимира), в левой – свиток.

 



 
PR-CY.ru