МОИСЕЙ УГРИН - Страница 4

Преподобный Поликарп пишет о том, что святой пришёл «в дьни святаго Антониа и скончася о Господе в добре исповедании, пребыв в манастыри лет 10, а в пленении страдав в узах 5 лет, 6-е лето за чистоту». В Берсеневском списке (Арсеньевская редакция, 1406 г.), древнейшей дошедшей до нас рукописи Киево-Печерского патерика, вместо «6-е лето» читается «6 лет». Используя это указание, а также датированные известия «Повести временных лет…» о вступлении Болеслава в Киев (1018 г.) и о его кончине (1030 г.; в действительности ум. в 1025 г.), составитель Кассиановской второй редакции «Патерика» (1462 г.) приурочил приход Моисея Угрина к Антонию к следующему после освобождения, 1031 г. На основании этой даты редакторы печатного «Патерика» (1661 г.) определили время преставления святого – 1041 г. (1031+10). Эти датировки подверг критике митрополит Макарий (Булгаков), который отметил тот факт, что Моисей Угрин не мог прийти в Печерский монастырь «прежде 1054 г.», когда вокруг преподобного Антония только начали собираться первые последователи. А.А. Шахматов полагал, что виновником данного хронологического противоречия было «тенденциозное» «Житие преподобного Антония», которое относило возникновение монастыря «ко временам давно минувшим, когда в России едва начиналось распространение христианства». При этом он допускал, что Моисей Угрин мог покинуть Польшу в конце 1030 – начале 1040 гг. по случаю заключения брака Казимира I и сестры Ярослава Добронеги, в результате которого на Русь было возвращено около 800 захваченных Болеславом пленных. В «Повести временных лет…» это событие ошибочно отнесено к 6551 (1043) г. В.Д. Королюк связывал освобождение Моисея Угрина с Польским восстанием 1037–1038 гг. По мнению Ю.А. Артамонова, «Житие преподобного Антония» ничего не сообщало о времени и об обстоятельствах возвращения Моисея Угрина на Русь. Это вынудило преподобного Поликарпа выстраивать биографию святого на основе сведений «Повести временных лет…». Поэтому его указание на количество лет, проведённых Моисеем Угрином в Польше, не имеет самостоятельного значения. Стать насельником Киево-Печерского монастыря святой мог не раньше середины – второй половины 1050 гг., когда, согласно данным «Повести временных лет…» («Сказание о начале Печерского монастыря», статья 6559 (1051) г.) и «Жития преподобного Феодосия», к преподобному Антонию стали приходить первые ученики. Вследствие этого расчёт времени пребывания святого в Польше (5+6) и нахождения в обители (10), который приводит преподобный Поликарп, исследовател  не могут рассматривать как совокупность лет прожитых Моисеем Угрином в Киеве после пленения. Исходя из этого, возвращение Моисея Угрина на Русь исследователи относят к 1030 – началу 1050 гг., а его преставление – к середине 1060 – началу 1070 гг.

 



 
PR-CY.ru