МОИСЕЙ УГРИН - Страница 5

О местном почитании Моисея Угрина в XII–XIII вв. свидетельствует рассказ преподобного Поликарпа о преподобном Иоанне Многострадальном, согласно которому монахи молились у мощей Моисея Угрина, получая исцеление от искушения плоти. Мощи преподобного открыто почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Они упоминаются в «Тератургиме» монаха Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.). Моисей Угрин прославляется в посвящённом ему третьем тропаре четвёртой песни составленного по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) около 1643 г. «Канона преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкелл и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг. Отдельный день памяти Моисея Угрина был установлен, по мнению исследователей, во второй половине XVII в. (указывался в изданиях «Патерика»). В 1684–1690 гг., при киево-печерском архимандрите Варлааме (Ясинском; впоследствии Киевский митрополит), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению Киевского  митрополита Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сентября. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в том числе Моисея Угрина) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. По сообщению архиепископа Димитрия (Самбикина), в конце XIX – начале XX вв. память Моисея Угрина особо чтилась в Новоторжском Борисоглебском монастыре, связанном с памятью о преподобном Ефреме Новоторжском; в день памяти Моисея Угрина там совершалась полиелейная служба. Согласно иконописным подлинникам (под 26 июля), у Моисея Угрина «брада Златоустова, рус, в клобуке чёрном, в правой руке чётки, левая молебна, ризы преподобнические». Либо преподобный «подобием бел, лицем чист, власы рус, брада невелика, аки Златоустаго руса, на главе клобук чёрной, в руке чётки, ризы преподобническия». В рукописи 1820 гг. добавлено, что святой на иконах «без схимы» и «бос» (Российская национальная библиотека). Описание в Строгановском толковом подлиннике конца XVIII в. восходит к иконографии Моисея Угрина в Соборе Киево-Печерских святых: «Рус, брада Козмина, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, руки у сердца сложил вместо» (Библиотека Академии Наук). В начале ХХ в. в пособии для иконописецв академик Виктор Доримедонтович Фартусов писал, что Моисей Угрин  «типом венгерец – это племя отличается желтовато-лиловым цветом тела, т.е. цвета угра; борода с проседью, не велика и редка, лицом святый очень красив, телом крепок, ростом высок; он был оскоплён, и имел очень болезненный вид от мученичества, ходил с жезлом; одежды у святаго монашеския, на голове клобук. Можно ему писать хартию с его изречением: “Который муж послушав жены исправися, когда Адам первозданный, жены послушав, из рая изгнан бысть. Сампсон силою паче всех преуспев, и ратным одолев, женою предан бысть иноплеменником. Соломон премудрости глубину постиг, жене повинувся идолом поклонися. Вопрошаю оубо вас: кому подобает паче работати, Г[оспо]деви ли, или жене”».

 



 
PR-CY.ru