МОИСЕЙ УГРИН - Страница 2

Однако исследователи отмечают, что этот вывод не был подкреплён соответствующим источниковедческим анализом. В Слове из Патерика сообщается о том, что Моисей Угрин был братом мученика Георгия Угрина, отрока князя мученика Бориса Владимировича, убитого вместе со своим господином на реке Льте (Альте) посланцами Киевского князя Святополка (Петра) Владимировича (1015–1016, 1018–1019 гг.; см. в ст. Борис и Глеб). Согласно «Житию преподобного Ефрема Новоторжского», у Моисея Угрина и мученика Георгия Угрина был ещё один брат – преподобный Ефрем. Однако достоверность этого позднего свидетельства исследователи не могут считать бесспорной. Время и место рождения Моисея Угрина исследователям неизвестны, а происхождение является предметом дискуссии. Основываясь на его прозвище, исследователи готовы думать, что Моисей Угрин был венгром или славянином, жившим на венгерских землях. По мнению Эндре Иглои, он мог быть потомком одного из венгерских дружинников, воевавших против Византии в 970–971 гг. на стороне Киевского князя Святослава Игоревича (около 960 – 972 гг.). В то же время автор не исключал того, что святой мог прибыть на Русь вместе с принцами Эндре и Левенте, изгнанными из Венгрии королём Иштваном (Стефаном I; 1000–1038 гг.) и получившими кров при дворе Киевского князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019–1054 гг.). Правда, большинство исследователей относят эти события к середине 1030 гг. И. Феринц считал, что Моисей Угрин был выходцем либо из Трансильвании, находящейся под управлением князя Дьюлы, либо из Баната – владений князя Айтоня, где на рубеже X и XI вв. получило распространение христианство восточного обряда. Однако вследствие подчинения и последующей латинизации этих территорий Иштваном I Моисей Угрин с братьями покинул родные места и отправился на Русь (около 1003 – 1008 гг.). Валерий Владимирович Лепахин, в целом принимая гипотезу И. Феринца, допускает, что старший из братьев Угринов (Ефрем) мог быть приглашён на Русь Киевским князем Владимиром (Василием) Святославичем (978–1015 гг.) или его сыном святым Борисом «в качестве специалиста по коневодству». По мнению Михаила Константиновича Юрасова, братья происходили из Подкарпатской Руси и были русинами. На службе у Рюриковичей они оказались не потому, что испытывали религиозные притеснения во владениях Арпадов, а вследствие стремления «сделать карьеру в дружине одного из русских князей».

 



 
PR-CY.ru