МАНИ - Страница 10

Церковь Николая Чудотворца в Охье (около середины XII в.) имеет общие типологические и конструктивные черты с храмами последней четверти XI в., а также с памятниками второй половины XII в., главным образом, в плане оформления фасадов горизонтальными элементами. Кирпичные и облицовочные фризы с орнаментами меандра и с керамической плиткой перекликаются с декором церкви великомученицы Варвары в Эримосе. Планировка церкви великомученицы Варвары в Эримосе (третья четверть XII в.), изящные пропорции, структура объёмов, богатство резного декора, оформление фасадов фризами, где господствует тенденция к разнообразию и декоративности, ставят храм в один ряд с современными ему памятниками Эллады. Эволюция композиционных принципов церкви великомученицы Варвары прослеживается в современном ей храме мучеников Сергия и Вакха (или Трулоти) в Ките. Пропорции постройки, декоративные средства и внимание к оформлению фасадов придают памятнику оригинальный вид. Нижняя часть здания сложена из больших каменных блоков. Верхняя часть стен в местах угловых перекрытий и сводов отделена от основной каменной кладки орнаментальным поясом, выложенным из кирпича (с мотивами поребрика и «пунктирного шва»). Стены в верхней части здания облицованы диагонально уложенной квадратной плиткой и отделены от перекрытий небольшим карнизом, выступы которого выразительно подчёркивают очертания кирпичных арок окон и ниш в рукавах креста и барабане. На протяжении третьей четверти XII в. черты элладской архитектуры были восприняты в Эксо-Мани, о чём свидетельствует церковь апостола Петра в Мегали-Кастании; избыточность проёмов, расположение голосников в стенах, кладка «клуазоне» подчёркивают оси здания и усиливают полихромность поверхностей. Исследователи отмечают, что кладбищенскую церковь Преображения Господня в селе Номици отличает богатый керамопластический декор на фасадах с применением горлышек горшков и глиняных плиток, что позволяет датировать постройку концом XII в. или началом. XIII в. Поиск нового стиля исследователи видят и в интерьере храма, в деталях рельефа и в необычной форме мраморного темплона, который имеет дугообразный эпистилий. Многочисленны однонефные сводчатые храмы, которые отличаются небольшими размерами и простой структурой, с двухскатными крышами. Группа храмов, расположенных внутри или в ближайшей округе старых поселений в Меса-Мани и Като-Мани с Х в. до палеологовской эпохи (исключая комниновский период), использует так называемый мегалитический тип кладки. Они возведены из необработанных или грубо отёсанных камней, главным образом, из местного известняка. Размер камней и толщина стен уменьшаются по мере повышения уровня кладки, ширина кладки в основании превышает 1 м. Стены воздвигали с двух сторон, внешняя сторона для устойчивости обычно сооружалась с наклоном.

 



 
PR-CY.ru