МАНИ - Страница 20

Особый интерес для исследователей представляют рельефы по камню, украшающие многогранную апсиду алтаря, купол и рамы проёмов, с изображениями архангелов и святых воинов, которые имеют связь с военной доблестью ктиторов. Росписи храмов XVII в. следовали ранней поствизантийской традиции, продолжая использовать образцы иконографии и стиля палеологовского искусства. К концу столетия и в XVIII в., когда число украшенных фресками церквей возросло, а также были заново расписаны старые византийские храмы, программы росписей обогатились многими иконографическими циклами даже на ограниченных поверхностях небольших однонефных построек. Особенно любимыми были сюжеты псалмов 148–150, сцены «Страшного Суда» и наказания грешников, мученичеств и чудес святых (в том числе новомучеников) и т.д. Многочисленные фрески с изображением архангела Михаила отражают его особое почитание на полуострове Мани. Оно связано с представлениями о том, что пещера на мысе Тенаро является входом в подземное царство, архангел Михаил сопровождает души умерших в загробный мир. Культ архангела Михаила, «психопомпа» (проводника душ) и архистратига (главнокомандующего), дополнялся его почитанием как судии, вершащего правосудие, т.к. понятие «справедливость» было одним из основополагающих для маниотского общества. Западное влияние было небольшим и отрывочным. Стилистически преобладали образы с укороченными пропорциями, неуклюжими, но оживлёнными движениями, выразительными ликами, схематичная трактовка одежд и резкие контуры, упрощенная композиция. Эти черты заставляют исследователей отнести фрески данного периода к категории «народного» искусства. Согласно сохранившимся надписям, художники (за редким исключением, местные уроженцы), которые обучались в мастерских Мани, выполняли росписи храмов, выражая веру и благочестие жителей. Характерный для своей эпохи живописный ансамбль представляют фрески монастырского собора святой Параскевы близ Доли (1698 г.). Декор церкви великомученика Георгия Победоносца в Мирсини (1746 г.) является произведением первой половины XVIII в. и первой известной исследователям работой художников Николая из Номициса и Анагноста из Лангады. Интересные по иконографии, но слабые по живописи, по мнению исследователей, фрески в церкви Николая Чудотворца в Ерме 1752 г. являются самым ранним из произведений Михаила Клиродетиса из Кавалоса (ныне Пирихос). В 1765 г. Анагност Димангелеас из Кутифариса украсил собор монастыря Декулу в Итило большим числом многофигурных композиций в духе провинциальных тенденций эпохи. Особый расцвет в XVII и XVIII вв., прежде всего, в Эксо-Мани, переживала резьба по дереву. Сохранились резные деревянные иконостасы, например, в церкви Василия Великого в Като-Доли (1710 г.), в соборе монастыря пророка Илии (1774 г.), в церкви Николая Чудотворца (1713 г.) в Ворио, в соборе монастыря Декулу в Итило.



 
PR-CY.ru