МАНИ - Страница 9

Небольшая группа храмов, расположенных преимущественно вокруг крепости Майна, связана с элладской архитектурной школой и выделяется высоким качеством постройки. Местные строители, особенно в комниновский период, следовали элладскому зодчеству в вопросах типологии и композиции, в технологии строительства, в устройстве арок и сводов, в оформлении фасадов. Среди выразительных средств, несколько упрощённых по сравнению с утончёнными архитектурными формами памятников Южной Греции XII в., – смешанная плинфяно-каменная кладка так называемого типа «клуазоне» и керамопластический декор. Исследователи отмечают, что формирование упрощённого варианта купола афинского типа с четырьмя окнами на главных осях и с четырьмя глухими нишами по диагоналям, который впоследствии получил широкое распространение, исследователи приписывают местным мастерам. Другой местной особенностью, не вышедшей за пределы полуострова, исследователи называют размещение мраморных балок в пятах сводов арок, поддерживающих купол, которое имело, главным образом, декоративную функцию. В ряде храмов типа вписанного креста свод западного рукава креста непрерывно продолжается в центральной части нартекса, подчёркивая продольную ось здания. Храм Агиос-Стратигос в Ано-Буларии, типа вписанного креста, с двумя колоннами и нартексом, был построен, как полагают исследователи, в начале XI в., о чём можно судить по использованию кладки «клуазоне», в которой тёсаные камни переложены плинфой, а куски кирпичей образуют буквы и геометрические мотивы на стыках. Позднее, как полагают исследователи, в конце XII в., с западной стороны нартекса был пристроен портик. К этому же времени исследователи относят первоначальный слой фресок, который сохранился в алтаре, наосе и части нартекса. Внутреннюю декорацию дополняют обильно украшенные мраморные легели и темплон. В церкви великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке в надписи на западном легеле указана дата сооружения постройки – 1075 г., что делает этот храм ключевым для исследования эволюции зодчества Мани. Разнообразие и полихромность в оформлении окон и барабана купола (не имеющие прямых аналогов в регионе), использование прорезных кирпичей в качестве декора, кладка плинфой арок лицевой стороны сводчатых конструкций обнаруживают присутствие опытной строительной артели, знакомой с архитектурными тенденциями Южной Греции. Исследователи датируют церковь святого Таксиарха (т.е. архангела Михаила) в Харуде концом XI в., хотя архитектурные особенности позволяют исследователям отнести строительство к началу XII в. Размер постройки свидетельствует об амбициях заказчика – это один из самых больших по размеру храмов типа вписанного креста на полуострове Мани. В структуре объёмов, композиции и оформлении фасадов господствует элладская строительная традиция, апогеем которой является барабан афинского типа с тонкой мраморной арочкой над концентрическими кирпичными арками. Мраморные украшения и легели внутри здания сочетаются с обильно украшенными вставными архитектурными деталями на фасадах.

 



 
PR-CY.ru