МАНИ - Страница 8

К северо-западу от неё раскопан храм, одну из строительных фаз которого исследователи относят к началу VII в. В порту византийского Итила, где в настоящее время находится населённый пункт Каравостаси, мраморные архитектурные фрагменты, обнаруженные около поздних разрушенных церквей великомученика Георгия Победоносца и великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона, могут свидетельствовать о существовании на этом месте христианского храма. Все раннехристианские церкви находятся на побережье, во внутренних областях археологические следы этой эпохи не установлены, что указывает, по мнению исследователей, на особенности распространения христианства в данном регионе. Единственным исключением, как полагают исследователи, является Палеохора – небольшой населённый пункт между сёлами Дриало и Брики, где вокруг средневизантийской церкви апостола Петра раскопаны архитектурные остатки трёхнефной постройки с широким средним нефом и полукруглой апсидой, которая могла быть, по мнению исследователей, христианским храмом. Памятники средневизантийской эпохи Мани исследователи датируют IX – началом XIII вв. Количество и архитектурное качество зданий XI–XII вв. свидетельствуют о расцвете Мани в этот период. Особый случай, по мнению исследователей, представляет церковь Николая Чудотворца в местности Камбинари близ Плацы – трёхнефная сводчатая базилика с тремя полуциркульными апсидами. Разрушенный нартекс имел одинаковую ширину с базиликой. Её основой могло быть здание римской эпохи, перестроенное в IX в. в христианский храм. Согласно ктиторской надписи, упоминающей Константина Спана, в 1337/1338 г. бо́льшая часть свода была реконструирована, и устроен купол. Исследователи отмечают, что в зодчестве Мани на протяжении долгого времени господствовала простая архитектура. В строительстве использовали местный материал, об оформлении фасадов зданий не заботились. Одновременно, несмотря на географическую изоляцию Мани, сооружались церкви в более искусных архитектурных формах. Маниотские постройки периода Комнинов и Ангелов, не уступающие памятникам Южной Греции, свидетельствуют о существовании не только богатых вкладчиков с утончённым вкусом, но и мастеров, которые могли выполнять сложные строительные программы. Внутри укреплённого поселения на мысе Тигани, которое считается административным центром Мани, профессор Драндакис и его сотрудники открыли большую трёхнефную базилику над более ранним кладбищем. Сооружение базилики исследователи готовы отнести к концу VII в., по другой версии – ко второй половине X в. или к началу XI в. Исследователи отмечают, что здание имеет три трёхгранные апсиды, нартекс и представляет собой упрощённый тип базилики преподобного Никона Метаноите в Спарте. Во второй половине – конце XII в. храм был перестроен без изменения архитектурного типа и украшен мраморными деталями. Расположение базилики внутри укреплённого пункта, архитектурный тип и крупнейший на полуострове размер позволяют исследователям считать её епископским храмом. Здание привнесло в регион изящный стиль, чуждый местной зодческой традиции (исследователи отмечают, что базилика на мысе Тигани послужила архитектурным прототипом для последующего церковного строительства).

 



 
PR-CY.ru