МАРОН, Марун, Марой - Страница 9

Текст молитвы на этой иконе практически полностью совпадает с текстом на иконе из собрания Исторического музея (приобретена в 1946 г. у частного лица вместе с двумя иконами – «лечебниками от трясовицы»), однако в отличие от первой имя государя в ней вымарано («Александра Павловича»), что позволяет исследователям датировать этот образ первой четвертью XIX в. Икона написана маслом в стилистике академической живописи. Преподобный представлен в рост, слева, в молении благословляющему Спасителю в облаках (в правом верхнем углу); руки сложены на груди, куколь (клобук) на голове. Свиток с текстом молитвы занимает всю правую часть иконы, доходя до облачного сегмента с образом Иисуса Христа. В начале XX в. появилось выполненное в академической манере литографированное изображение Марона, молящегося в своей пещере: седовласый старец стоит, преклонив колена в молитве, перед раскрытой книгой и большим крестом, его руки сложены ладонями вместе перед грудью, рядом с книгой лежит камилавка, в нише – сосуд. Подобная литография (подпись «Бр. Греч и Зайцевъ») украсила фронтиспис издания с Житием Марона и описанием его храма. Изображение Марон на храмовой иконе в церкви преподобного Марона Пустынника на Большой Якиманке легло в основу современного рисунка с образом святого, выполненного для Миней (Московского патриархата) иконописцами протоиереем Вячеславом Савиных и Натальей Дмитриевной Шелягиной (с некоторыми расхождениями в надписи на свитке). В самом храме на Большой Якиманке, в южном приделе во имя Марона, справа от царских врат, находится написанная в русской средневековой традиции современная икона святого, коленопреклонённо молящегося Спасителю в небесном сегменте (середина 1990 гг., иконописец Алексей Феликсович Дворников); за основу иконописцем была взята икона середины XVI в. «Преподобный Савватий Тверской в молении Кресту» (Центральный музей имени Андрея Рублёва): Марон показан на фоне горы с пещеркой в ней, выше – утверждённый на скале крест – знак основанной преподобным обители. Кроме того, в храме с 1999 по 2004 гг. продолжались работы над росписью (под руководством иконописца А.Ф. Дворникова), для которой был разработан житийный цикл святого, помещённый на своде в приделе во имя Марона. Цикл начинается в юго-западной части свода сценой пострижения Марона; за ней в центральной зоне южного склона свода следуют объединённые фигурой сидящего на фоне горки преподобного сцены с изображением учеников Марона, исцеления болящих и изгнания бесов; далее, в той же зоне, – поставление Марона во пресвитера; в западном компартименте – успение Марона, продолжающееся изображением в северо-западной части склона свода сценой перемещения его мощей. В центральной части северного склона, при переходе из главного придела в южный, представлен поясной образ Марона как небесного патрона храма: в левой руке он держит модель Мароновской церкви, в правой – свиток с текстом, что и на Валаамской иконе (с небольшими расхождениями): «Внимайте себе братие…» Ещё одно изображение святого (2004 г., иконописец А.Ф. Дворников) находится в притворе на левой стене при входе: Марон изображён в медальоне по пояс, в молении, руки ладонями обращены вовне. Облик Марона в росписи церкви восходит к изображению святого на чтимой храмовой иконе 1720–1730 гг. В 2010 г. А.Д. Марченкова выполнила копию иконы Марона, находящейся в Историческом музее; икона помещена в центральном приделе в сени у ковчега с мощами святого.



 
PR-CY.ru