МАРОН, Марун, Марой - Страница 4

Таким образом, храмовая икона является примером отражения также и народных представлений о заступничестве святого в болезнях (в частности, мученику Иоанну Воину молились об обретении украденных вещей); пары святых на полях (вверху Кир (слева) и Иоанн, внизу Евфимия Всехвальная (слева) и Евдокия) не входят в «классический» ряд святых-целителей и могут быть святыми-соименниками заказчиков иконы или их родственников. К типу «лечебников» с избранными святыми, куда входит и образ Марона, исследователи относят целый ряд изображений. В собрании Адама Васильевича Олсуфьева находилась листовая гравюра первой половины XVIII в. с единоличным поясным образом святого и текстом молитвы к нему, в котором ясно выражен аспект его почитания как заступника «от нестерпимыя и неутешимая болезни огневицы и трясавицы молитвами… и от напастей бесов видимых и невидимых врагов». Эта молитва воспроизводилась и на иконах с единоличным образом Марона (например, на иконе 1738 г. из собрания Сергея Ивановича Щукина, Исторический музей; на иконе первой половины XIX в. из Валаамского монастыря, ныне в Ново-Валаамском монастыре, Финляндия). В качестве «дополнительного святого» изображение Марона нередко помещалось в композиции «Архангел Михаил (Сихаил), побивающий трясовиц (лихорадок), и священномученик Сисиний». В народном веровании почерпнутые из житийной литературы свойства священномученика Сисиния, епископа Кизического, и Марона как целителей совпадали. На иконах указанной иконографии образы святых, подобранных по подобию чудодейственных «функций», очевидно, должны были усиливать эффект от молитвенного обращения к ним. Вариант с изображениями священномученика Сисиния и Марона, судя по сохранившимся памятникам, представляется исследователям достаточно распространённым. Марона обычно изображают стоящим за священномучеником Сисинием, в развороте к центру и взирающим на архангела, который побивает копьём фигурки дев-трясовиц; облачён в монашеские одежды, в руке держит закрытый свиток (например, иконы: «Архангел Михаил, священномученик Сисиний, преподобный Марон и благословляющий Господь Вседержитель» письма Якова Крюкова, последняя четверть XVIII в., частное собрание, Германия). В начале XX в. такая икона была в Успенском храме села Косина. На иконе «Архангел Михаил, святые Сисиний и Марон и двенадцать трясовиц» (XIX в., собрание М.Н. Шилиманова в Екатеринбурге) Марон стоит перед священномучеником Сисинием, воздев десницу в двуперстном знамении. Иногда к этим святым добавляются (или же заменяют образ Марона) мученица Фотиния, также избавляющая от лихорадки (например, икона «Архангел Михаил, священномученик Сисиний и мученица Фотиния», XIX в., Государственный музей истории религии), и другие святые, избранные, очевидно, в связи с нуждами заказчика (например, икона «Архангел Сихаил, священномученики Сисиний Кизический и Антипий Пергамский, мученик Мина и преподобный Марон», XIX в., частое собрание, Германия). О характере такого типа икон, служащих залогом избавления от напасти, свидетельствует молитвенная надпись на иконе «Архангел Михаил, побивающий трясовиц, священномученик Сисиний и преподобный Маруф, с мученичеством Сисиния» (1831 г., Тверь (?), собрание В. Федотова); надпись над изображением святого в одеждах преподобного «Пр(д): Маруфъ» исследователи считают ошибочной по причине созвучности имён Марона и святого Маруфа, епископа Мартиропольского, которого надлежит изображать в соответствии с саном в архиерейском облачении.

 



 
PR-CY.ru