МАРОН, Марун, Марой - Страница 3

Сведения об облике Марона в греческих ерминиях исследователям неизвестны. В русских иконописных подлинниках конца XVI в. его описание также отсутствует и впервые встречается в подлинниках сводной редакции XVIII в. Так, в подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова под 14 февраля о Мароне, названном с ошибкой в имени «Мирон пустынник», сказано: «…Подобием сед, брада аки Афанасия великаго, на конец поуже, власы с ушей, ризы монашеския». Описание святого представлено и в «Руководстве к писанию икон» (1910 г.), составитель которого, академик Виктор Доримедонтович Фартусов, мог ориентироваться и на известные ему изображения Марона: «…Типа сирийского, волосы густы и коротки, борода большая, на конце узковата, лицом худ и болезнен, одежда монашеская убогая». На иконах русской традиции Марона изображают старцем в монашеских одеждах: мантии, рясе, в схиме, с куколем на плечах (реже с куколем на голове); форма и тип бороды варьируются от длинной клиновидной до полукруглой средней длины. О существовании сформированного представления об иконографии Марона к 1730 гг. свидетельствует датированная 1733 г. гравюра работы Алексея Фёдоровича Зубова «Преподобный Марон Чудотворец, священномученик Антипа Пергамский, преподобные Чудотворцы Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский», которая входит в цикл из девяти композиций на тему отшельничества (святые изображены в рост, внизу тексты двух тропарей и двух кондаков). Одной из наиболее известных икон с изображением Марона исследователи называют храмовый образ московской церкви преподобного Марона Пустынника в Старых Панех на ул. Большая Якиманка (находится в центральном приделе, в киоте справа у солеи). По мнению исследователей, икона была написана после 1720 – 1730 гг., когда в этой ещё деревянной московской церкви, освящённой в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, появился придел во имя Марона. В иконографии иконы, на которой Марон представлен вместе со святым Иоанном Воином, нашло отражение почитание святых, храмы с престолами во имя которых расположены по соседству (церковь во имя святого Иоанна Воина на ул. Большая Якиманка находится в 350 м от Мароновской церкви). Святые в повороте на три четверти к центру предстоят в молении образу «Воскресение – Сошествие во ад». Марон (справа) изображён в монашеском облачении (тёмно-коричневой мантии, охристой рясе, зелёной схиме с красными крестами), куколь лежит на плечах. У него средней длины борода с проседью, разделённая на конце на четыре «космочки», слегка вьющиеся седые волосы. Левая рука в жесте моления, в правой он держит развёрнутый свиток с традиционной для русских икон с XVI в. надписью (в девять строк), представляющей обращение игумена к братии своего монастыря. В надписи над нимбом Марон назван Чудотворцем. Развитие иконографии Марона в русском искусстве связано, прежде всего, со спецификой его почитания. В прошении 1730 г. священника церкви на Большой Якиманке Сергия Анисифорова императрице Анне Иоанновне о постройке вместо деревянного Благовещенского храма каменного с приделом во имя Марона специально упоминаются свойства преподобного как целителя: «...Огневицу и трясовицу утоляет и бесы прогоняет и от различных недугов и болезней всяких освобождает».

 



 
PR-CY.ru