МАРОН, Марун, Марой

МАРОН, Марун, Марой (ум. около 410 г.) – преподобный Сирийский, пустынник, чудотворец (память 14 февраля; память в Западной церкви 9 февраля). Единственный источник сведений о подвижнике – свидетельство Кирского епископа Феодорита в «Истории боголюбцев». Согласно этому тексту, Марон жил в Апамее в окрестностях города Кирр. Год его рождения и точный возраст на момент кончины исследователям неизвестны. Имея духовное призвание к подвижнической жизни, Марон отправился на вершину горы, где раньше было языческое капище, освятил своими молитвами это место, построил там шалаш, в который изредка заходил для отдыха, и подвизался в строгом воздержании. Господь даровал преподобному дар целительства, поэтому слух о подвижнике быстро разлетелся по округе, а позже достиг и отдалённых областей. К Марону стекалось огромное количество больных и одержимых бесами, и каждый получал исцеление через молитву подвижника. Он врачевал не только тела (Феодорит упоминает исцеления от горячки), но и души, помогая избавиться от страстей: от гнева, невоздержания, лени и т.п. У святого было много учеников, усвоивших его добродетельный образ жизни, одним из них был, например, преподобный Иаков Отшельник (память 26 ноября; память в Греческой церкви 21 февраля, 26 ноября). После долгих лет подвижнической жизни Марон заболел и вскоре предал дух Господу. Сразу после кончины начались конфликты между жителями близлежащих сёл из-за того, где будут находиться мощи Марона. Представители самого большого села захватили тело преподобного и похоронили его в специально построенной для упокоения его мощей церкви. Позже, как полагают исследователи, вокруг этого храма возникла монашеская обитель, достигшая такого значения и процветания, что её игумен считался старшим над всеми настоятелями монастырей в провинции Сирия II; об этом свидетельствует подпись в послании из монастыря Марона, адресованном византийскому императору Юстиниану I (527–565 гг.). О монастыре упоминает арабо-мусульманский историк аль-Масуди (X в.), сообщая, что обитель имела больше 300 келий, значительное имущество, включая золотую и серебряную утварь с драгоценными камнями, однако была разрушена в результате арабских набегов. В более позднем источнике (XI в.) содержится информация о том, что в монастыре жили 800 монахов. Как полагают исследователи, обитель неоднократно переживала разорения, но отстраивалась и пополнялась насельниками. Согласно маронитской традиции, первый патриарх Маронитской церкви Иоанн Марон (ум. около 707 г.?) после разрушения монастыря Марона основал новый монастырь в селении Кфар-Хай (Ливан), куда вывез из Сирии главу преподобного (он установил день памяти Марона 5 января). Существует проблема отождествления Марона с монахом-монофелитом Мароном, которого упоминает в хронике Александрийский патриарх Евтихий (X в.), а также с вышеупомянутым Иоанном Мароном, святым Маронитской католической церкви. Имя Марон (от Мар – господин) было очень распространено в Сирии среди христиан разных конфессий. По сведениям патриарха Евтихия, историка и географа аль-Масуди и латинского хрониста Вильгельма Тирского (XII в.), монах Марон жил в правление византийского императора Маврикия (582–602 гг.) или несколько позже и был основателем монофелитских общин в Сирии. В XVIII в. в связи со смешением этих лиц и возникшим вопросом о первоначальной приверженности Маронитской церкви монофелитству открылась дискуссия между маронитами и иерархами Мелькитской католической церкви (см. ст. Мелькитская католическая церковь), которые настаивали на прекращении почитания Иоанна Марона и Марона как еретиков-монофелитов. Мелькитский патриарх

 



 
PR-CY.ru