МАРОН, Марун, Марой - Страница 5

Образ Марона в этой композиции иногда выносили из средника иконы на её поле, например, на иконе «Архангел Рафаил, священномученик Сисиний» из коллекции Николая Петровича Лихачёва (XIX в., Государственный русский музей) напротив преподобного на правом поле изображена великомученица Параскева, к которой также прибегают в молитве как к «победительнице диавольских козней». Исследователям известен примечательный вариант этой композиции без священномученика Сисиния, когда в среднике друг напротив друга представлены архангел Михаил, побивающий трясовиц, и Марон (Марой), – их фигуры представлены в повороте не три четверти  к центру и соразмерны друг другу; на полях вверху – образы ангелов-хранителей, внизу – преподобного Сергия (слева) и мученика Никифора (XIX в., частное собрание). Исследователи часто встречают изображения Марона среди избранных святых. К своеобразным иконам-«лечебникам» примыкают изображения святых, состав которых был продиктован, прежде всего, нуждами заказчика. На подписной иконе костромского иконописца Ивана Фёдорова Липина «Девять мучеников Кизических» (середина XVIII в., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии восходит к гравюре 1692 г. московского гравёра Леонтия Бунина), которые почитались как целители в том числе от «трясовичной болезни», по сторонам от основной композиции расположены в картушах ростовые фигуры Марона (слева) и великомученицы Ирины. Молитвенная надпись на иконе удостоверяет прошение заказчика ко Господу: «…Помилуй и сохрани м(и)л(о)стию твоей [...] нас яже есть трясавичная от всяких недугов». Марон (Марой) изображён и на поле гуслицкой иконы «Девять мучеников Кизических, с ангелом-хранителем, архаггелом Михаилом и святителем Епифанием Кипрским» (конец XIX в., собрание священника Михаила Егорова, Павловский Посад) – он простёр к среднику правую ладонь с лежащим на ней свёрнутым свитком, недлинная борода разделена на отдельные «космочки», на голове куколь (см.: Гуслицкая икона). На подписной иконе работы Фёдора Григорьева «Архангел Рафаил с отроком Товией и избранные святые, в предстоянии иконе Божьей Матери» (1834 г.(?), собрание К. Петровского, Москва) Марон изображён в числе 16 святых, в правой группе в третьем ряду вместе с преподобной Анной, в левой группе им соответствуют образы преподобных Моисея Угрина и Марии. На литой иконке «Пятеро избранных святых: Медост, Власий, Марон, Флор и Лавр» (15,5×11 см; конец XVIII в., частное собрание) святые, покровительствующие домашнему хозяйству, фланкируют фронтальный ростовой образ Марона. Концом XVIII в. исследователи датируют и изображение на створке киота «Образы Богоматери, избранные святые и праздники» из коллекции Н.П. Лихачёва (Романов-Борисоглебск (?), Русский музей) - Марон включён в представительный собор святых, прославленных в чине преподобных (изображён в четвёртом ряду в молении иконам Божьей Матери «Знамение» и «Корсунская»), в левой группе в четвёртом снизу ряду, следующим за Максимом Греком, один из немногих держит в руках развёрнутый вверх свиток с текстом; голова не покрыта, борода длинная, клиновидная; надпись «Марой».

 



 
PR-CY.ru