МАРОН, Марун, Марой - Страница 8

Реже исследователи встречают иконы с избранными святыми, выбор которых мог быть продиктован желанием заказчика иметь, прежде всего, образ соимённого святого. По мнению исследователей, к подобным памятникам можно отнести: икону последней трети XVIII в. из собрания Х. Вилламо с изображением Марона и святого Артемия Веркольского, предстоящих в молении центральному образу Спасителя на троне; подписную икону работы Якова Тощеева с образами святых Димитрия Ростовского (в центре), Петра Афонского, Димитрия Солунского (слева), и мученицы Дарии и Марона (справа); вверху «облачный» Спас (конец XVIII в., Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Одна из ранних единоличных икон Марона происходит из собрания Сергея Ивановича Щукина и имеет точную дату создания, зафиксированную в надписи, – 1738 г. (Исторический музей). Преподобный представлен на фоне перспективного пейзажа с горками и деревцами предстоящим благословляющему обеими руками «облачному» Спасителю в левом верхнем углу; в отведённой в сторону опущенной левой руке Марона – раскрывающийся барочными витками свиток (без начертания текста), персты правой сложены в крестном знамении (троеперстие), правая рука в молении; голова не покрыта, по контуру нимба идёт надпись «Преподобный Маронъ». По мнению исследователей, икона написана в духе академической живописи, ей свойственны такие черты, как декоративность, контурная выделенность. В 2010 гг. иконописцем Анной Марченковой был сделан список с этой иконы, находящийся в Мароновском храме на Большой Якиманке. К старообрядческим изделиям исследователи относят литые из медного сплава (XVIII–XIX вв., частные собрания), а также писанные на досках иконы с единоличным изображением Марона, скорее всего, как полагают исследователи, близкие по функциям к иконам-«лечебникам». Исследователи отмечают, что для обоих типов икон характерен образ святого по пояс, с куколем на голове или на плечах, с закрытым свитком, придерживаемым обеими руками (для литых и писаных икон), или с развёрнутым свитком в руке (для писаных икон). В Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) находится единоличная икона Марона, почитавшаяся ещё в XIX в. в Валаамском монастыре. Исследователям известно, что до закрытия обители в Преображенском соборе в нижней церкви преподобных Сергия и Германа перед этим образом Марона по просьбе богомольцев часто служились молебны: «Прибрежные жители Онежского озера, в сильной степени страдающие от лихорадок, нередко прибегают к преп. Марону с молитвою об исцелении сего недуга». Преподобный изображён прямолично по пояс, голова не покрыта (куколь на плечах), тип лика близок по иконографии к образу Сергия Радонежского (борода чуть короче); правой рукой благословляет, в левой – развёрнутый свиток с традиционным для монашеских изображений текстом, воспроизводящим строки завещания Сергия Радонежского. Икона снабжена тремя молитвенными текстами (вверху – тропарь (слева) и кондак Марону, внизу – молитва святому). О почитании этого образа свидетельствует чеканный венец.

 



 
PR-CY.ru