МАРОН, Марун, Марой - Страница 7

К подобным памятникам исследователи относят иконы: «Сказание, каким святым каковые благодати-исцеления даны» второй половины XIX в. (Государственный музей истории религии) – Марон представлен фронтально в рост, человеком преклонных лет, с короткой бородой, в монашеской одежде, с куколем на голове, со свитком в левой руке, правой благословляет; «Киим святым каковые благодати исцеления от Бога даны» (вторая половина XIX в., частное собрание). Эта же схема использована на переносном (походном) иконостасе (XIX в., Урал?, Русский музей), на котором в составе третьего ряда показаны святые помощники в недугах и нестроениях, в том числе Марон и мученица Фотиния. Икона-«лечебник» ветковского письма состоит из 28 отдельных клейм, группирующихся в шесть рядов вокруг центрального образа Господа Вседержителя на престоле; Марон и мученица Фотиния находятся в центре нижнего ряда. В собрании Банка Интеза (Милан) есть три иконы Деисуса, где «святые помощники» изображены на полях, окрашенных в чёрный цвет, в круглых клеймах-медальонах с красным фоном. Надпись на верхнем поле разделена на три части, являясь общей для всех икон: «Сказание киим святым каковыя благодати и изцеления даны от Бога». Марон помещён на центральной иконе, третьим сверху на левом поле, с непокрытой главой и с довольно длинной, слегка раздвоенной на конце бородой. В том же виде и на том же месте Марон показан на иконе Спасителя (среднике аналогичного Деисуса) из собрания Х. Вилламо с надписью: «Прпд. Марону чуд. о избавлении от огневицы и трясавицы» (середина XIX в., Ново-Валаамский монастырь, Финляндия). По мнению исследователей, эти иконы восходят к одному образцу. В ветковской иконописи Марон вместе с мученицей Фотинией обычно присутствует на полях икон Богоматери «Огневидная», которая, по местному поверью, спасает от пожара; он в монашеских одеждах и в клобуке, благословляет двуперстно (Исторический музей). Мученики Никита, Уар, Марон и мученица Фотиния написаны на полях четырёхчастной гуслицкой иконы с образами Пресвятой Богородицы: «О Всепетая Мати», Днепрская, «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец» (собрание священника Михаила Егорова, Павловский Посад; см.: Гуслицкая икона) – Марон стоит внизу на левом поле, его глава покрыта клобуком, борода короткая и редкая, в левой руке свёрнутый свиток. На правом поле девятичастной невьянской иконы последней четверти XIX в. Марон, с окладистой бородой средней длины, также держит свиток, ниже расположены преподобный Моисей Мурин и священномученик Антипа Пергамский, на левом поле – пророк Илия, преподобные Феодосий Печерский и Паисий Великий. В качестве «путной», т.е. сопровождающей человека в дороге, рассматривается старообрядческая икона «Богоматерь Смоленская «Одигитрия», с преподобными Марком Фряческим и Мароем (Мароном)» (конец XVIII – начало XIX в., частное собрание, Москва): эпитет Богородицы «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница», оба отшельника – помощники в пути, преподобный Марк Фраческий – покровитель путешествующих, Марон – изгонитель бесов. К такого же рода образам примыкает Шуйская икона Божьей Матери «Одигитрия» с изображением на полях ангела хранителя и Марона (слева) (XIX в., частная галерея «Русская икона», Саров).

 



 
PR-CY.ru