МАРОН, Марун, Марой - Страница 6

На иконе «Избранные святые» (первая четверть XIX в., Федеральное государственно-бюджетное учреждение культуры «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник “Царское Село”») Марон и Фотиния изображены вместе со святыми Василием Исповедником, Артемием, Петром Александрийским и Феоктистом. На иконе, написанной в XIX в. в Среднем Поволжье, ростовые фигуры Иоанна Лествичника (?) (справа) и Марона (слева) фланкируют образ великомученика Пантелеимона (вверху образ Спасителя в облаках) – Марон в монашеском облачении, в лёгком повороте к центру, надпись «Пре Марониi». На иконе середины – второй половины XIX в. (Третьяковская галерея) работы иконописца-старообрядца Н.М. Силина образы святых вынесены на поля, а в среднике представлены композиции с изображением четырёх праздников (Рождество Христово, Сретение, Преображение и Успение Пресвятой Богородицы). Подбор 16 святых (на горизонтальных полях полуфигуры в медальонах; на вертикальных – фигуры в рост) отвечает наиболее традиционному составу образов целителей в развёрнутых вариантах на иконах-«лечебниках»; Марон представлен на левом поле, третьим сверху, в ѵ-ном развороте к центру, голова не покрыта (куколь на плечах). На иконе из города Верхотурье Свердловской области «Богоматерь Агиосоритисса (Деисусная), с праздниками и избранными святыми» (вторая половина XIX в., частное собрание, Екатеринбург) образ Марона, как и других четырёх святых на полях в медальонах, имеет пояснительную надпись («Преподобный Марой Чюдотворец от трясовицы отрясав»). Он же представлен на невьянской иконе второй половины XIX в. (Екатеринбургский музей изобразительных искусств) среди наиболее почитаемых святых, предстоящих Распятию (врезному) – вместе с архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом, святыми Паисием Великим, Власием Севастийским, Космой, Дамианом, Харалампием, Медостом (Модестом) и Вонифатием. На трёхчастной невьянской иконе «София Премудрость Божия, святитель Николай Чудотворец, избранные святые» (последняя четверть XIX в., собрание В.В. Маслакова) Марон (Марой) стоит вместе с преподобным Павлом Исповедником, священномучеником Харлампием, архангелом Михаилом, мучениками Антипой и Вонифатием крайним справа; борода довольно короткая, округлая, правая рука лежит на груди, голова не покрыта. В XIX в. в составе икон-«лечебников» («целебников») появляется изображение сонма святых (в том числе по минейному принципу), помогающих по народному поверью при болезнях и «одержании страстями и житейских нестрояниях». К 1820–1830 гг. исследователи относят гравированные листы с подобной композицией (отмечается в конце XVIII в.), которая легла в основу иконных изображений, а также лубочных листов, связанных преимущественно со средой старообрядцев (на старообрядческое происхождение этих и других икон указывает, в частности написание имени Марона как «Марой»). Образ Марона, как правило, помещали в паре с образом мученицы Фотинии, располагая под их фигурами текст с указанием, что этим святым надлежит молиться от «трясовичной болезни».

 



 
PR-CY.ru