МАРОН, Марун, Марой - Страница 2

Кирилл VI демонстративно уничтожил икону Марона. Однако папа Римский Бенедикт XIV (1740–1758 гг.) вернул почитание Сирийского преподобного Марона и запретил почитание монофелита Марона, не касаясь вопроса об Иоанне Мароне и о его тождестве с еретиком-монофелитом (булла от 12 августа 1744). Таким оюразом, вопрос о тождестве Маронов не был разрешён, но папа Римский Бенедикт XIV установил почитание и память Сирийского преподобного Марон в Маронитской церкви под 28 сентября. Проблема отождествления трёх Маронов тесно связана с вопросом, кто из них дал название общине и церкви (подробнее о разных традициях происхождения эпонима общины и церкви см. в ст. Маронитская католическая церковь). Пресвитеру и монаху Марону адресовано короткое письмо Иоанна Златоуста, отправленное из ссылки между 404 и 407 гг. Однако исследователи не могут с полной уверенностью сказать, что адресат Иоанна Златоуста именно Сирийский преподобный Марон. Краткое Житие Марона включено под 14 февраля в византийские Синаксари, в том числе в Синаксарь Константинопольской церкви, в Петров Синаксарь (Российская национальная библиотека, 1249 г.), стишные Синаксари и др. Краткое Житие Марона не вошло в состав древнерусских нестишных Прологов, его память исследователи не встречают в месяцесловах XI – начала XV вв. Однако сведения о Мароне стали известны на Руси с распространением в конце XIV – начале XV вв. южнославянского перевода стишного Пролога (так называемая Тырновская редакция). Из стишных Прологов это Житие было включено в Великие Минеи Четьи. В Четьих Минеях Димитрия Ростовского указана только память Марона, который по ошибке назван Мироном: «Память преподобнаго Мирона пустынника». Но издание начала ХХ в. «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского» составители дополнили пересказом проложного Жития Морона. На Руси Марон (Марой) почитался как исцеляющий от горячки. Исследователям известен также канон Марону, содержащийся в Канонниках под 31 октября (рукописи датируются не раньше 1780 гг. (Российская государственная библиотека), в рукописном Каноннике XVIII в. под 31 октября помещён Канон преподобному Марою, «иже избавляет от огневицы и трясовицы»). В Москве в Панской слободе в 1642 г. или несколькими годами раньше был возведён деревянный храм, освящённый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1727 г. к храму был пристроен придел во имя Марона, и вскоре весь храм стал называться именем святого – ныне храм Марона, Пустынника Сирийского, в Старых Панех. Исследователи полагают, что посвящение придела сирийскому отшельнику связано с нахождением в храме чтимого образа Марона, а также с широким обращением к святому как к врачевателю. В 1130 г. мощи Марона (как полагают исследователи, речь идёт о его главе) были вывезены из Сирии на Святую землю, затем в Италию, где хранились сначала в аббатстве Святого Креста в Сассовиво (Умбрия), затем – в близлежащей деревне Вольперино; в 1490 г. были перенесены в город Фолиньо, где до настоящего времени находятся в кафедральном соборе города, освящённом во имя святого Фелициана, в серебряном реликварии, выполненном в виде бюста преподобного. 27 февраля 2013 г. в дар московскому храму в Старых Панех епископом города Фолиньо была передана частица мощей Марона. В Москве в передаче мощей принял участие маронитский патриарх Антиохийский и всего Востока Бешара Бутрос ар-Раи. Святыню принял первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы архиепископ Истринский Арсений.

 



 
PR-CY.ru