ЛУЛЛИЙ Раймунд, Рамон - Страница 10

Общение достоинств полагает начало первой триаде действующего, претерпевающего и собственно действия, отражением которого является троичность как первый этап в «искусстве» Раймунда Луллия. Элементы этой триады именуются у него «взаимно соотнесёнными началами» («principia correlativa») и рассматриваются как внутреннее действие достоинств. По мнению некоторых исследователей (например, Роберт Принг-Милл), тематическая эволюция богословской мысли Раймунда Луллия в целом может быть представлена как переход от анализа божественных достоинств как таковых к проблеме «взаимно соотнесённых начал» («principia correlativa»); результатом этой эволюции стала «Книга врождённых взаимно соотнесённых начал» («Liber correlativorum innatorum», 1310 г.). Учение о «principia correlativa» имело и явные апологетические цели, демонстрируя рациональную обоснованность догмата о Троице. В теологии Раймунда Луллия, как и в его философии, исследователям нелегко различить христианское и мусульманское влияния: в его теологии божественных имён (сочинение «Сто имён Господних» («Cent noms de Déu», 1288 г.)) исследователи часто видят влияние арабской мистики «прекрасных имён» («al-asma' al'-husna») или Каббалы, в то же время и в современном Раймунду Луллию католическом богословии интерес к этой теме был значителен. Тем не менее, многие из излюбленных метафор Раймунда Луллия, например, «Возлюбленный» или «Друг», явно отсылают к языку суфийской мистики. Исследователи отмечают, что особое место в теологии Раймунда Луллия принадлежит учению о созерцании и молитве. В созерцании он различает 12 предметов: «Божественные добродетели, сущность и единство Бога, Троица, Воплощение, «Pater noster», «Ave, Maria», заповеди, «Miserere me», таинства, добродетели и пороки», и две ступени: размышление о действии Божественного провидения в тварном мире и созерцание божественных достоинств. Он различает четыре вида молитвы: чувственную, умную, «молитву, множащую благодеяния», и совершенную. Первая выражается в произнесении молитвенных слов, вторая – в умном размышлении о Боге, любви к Нему, созерцании Его добродетелей и пламенном раскаянии, третья – в добрых делах; совершенная молитва объединяет в себе три первые. Восхождение к созерцанию божественных достоинств в молитве и благочестивом размышлении предполагает последовательное просвещение божественным светом способностей души, главным образом, памяти, разума и воли, а также пять внутренних чувств души (cogitatio, perceptio, conscientia, subtilitas et animositas). Для Раймунда Луллия, подобно позднесредневековым испанским мистикам (Хуану де ла Крусу, Терезе Авильской), характерно повышенное внимание к аффективной стороне молитвы: стоны и воздыхания именуются «посланниками от любящего к Возлюбленному»; без них, как утверждает Раймунд Луллий в трактате «Древо философского созерцания» («Arbor divinae contemplationis»), созерцание было бы не слишком плодотворным; в «Книге созерцания» Раймунд Луллий молит о ниспослании ему слёзного дара.

 



 
PR-CY.ru