ЛУЛЛИЙ Раймунд, Рамон - Страница 8

Ряд исследователей творчества Раймунда Луллия (А. Линарес, Томас Каррерас-и-Артау) видели в опровержении «латинского аверроизма» венец апологетически-миссионерской деятельности каталанского магистра. Фернанд ван Стенберген (род. в 1904 г.) считал именно Раймунда Луллия ответственным за расширительное толкование понятия «латинский аверроизм», вследствие чего оно стало обозначать не только учение о единстве интеллекта (монопсихизм), но и особое философское течение, центром которого была доктрина двойной истины. Синтетическое изложение оригинальной антиаверроистской программы было сформулировано в 1309–1311 гг. и содержится в трактате «Всеобщее и последнее искусство». Знание арабского языка позволяло Раймунду Луллию задействовать более широкий, чем, например, у Фомы Аквинского (около 1225 – 1274 гг.), спектр аргументов в полемике с аверроистами; в частности, некоторые его доводы прямо заимствованы у мусульманского мыслителя аль-Газали (1058–1111 гг.) и еврейского философа Маймонида (1135 или 1138 – 1204 гг.). При этом, однако, справедливо отмечалось, что «аверроисты», обличаемые Раймундом Луллием, не тождественны «латинским аверроистам» 1260 гг.: если первых следует рассматривать как фидеистов, то вторых – скорее, как агностиков. В соответствии с пониманием собственного «искусства» как диалектики Раймунд Луллий, следуя в этом за Аристотелем, формулирует доказательства истин («первых начал») веры как аргументы «от противного», в то время как аргументация его оппонентов строится, по Раймунду Луллию, на данных чувств и на воображении. Источник заблуждений аверроистов, как и арабских философов в целом, заключается в незнании ими учения о божественных достоинствах, внутренней жизни Бога ad intra – именно это привело сторонников осуждаемого Раймундом Луллием течения к непониманию догмата о Троице, а также к монопсихизму. Другой их ошибкой, обусловленной слишком буквальным следованием Аристотелю, что привело к еретической доктрине о вечности мира, стало, согласно Раймунду Луллию, отрицание божественных идей, которые в отличие от вещей тварного мира от века содержались в Премудрости Божьей актуально, а не акцидентально. Специальный «опытный» («ratio experientiae») аргумент Раймунда Луллия против вечности мира заключается в том, что все тварные вещи ограничены в своём бытии и в самой способности к существованию («potestas») и не могут «выдержать» вечного существования. Наконец, допущение вечности мира нарушило бы гармонию божественных достоинств, т.к. в этом случае атрибут вечности получил бы преимущество перед теми атрибутами, которые открывают Бога в аспекте Его «икономии», – благостью, величием и т.д. В противовес аверроистской доктрине двойной истины Раймунд Луллий неразрывно связывает друг с другом философию и теологию: метафизика относится к теологии, как следствие к причине. Аргумент Раймунда Луллия против знаменитого тезиса аверроистов о «единстве интеллекта» основан на его собственной концепции «консубстанционализма» душевных способностей, согласно которой между способностями души нет реальных различий.

 



 
PR-CY.ru